Ххх
Я раньше очень любил ранние службы и с большим удовольствием их служил, а теперь полюбил поздние, так как много приходит детей, поют красиво и больше торжественности. Собор Архангела Гавриила располагает к торжественной службе: много прислуживающих, много глаз к тебе обращено, люди ждут службы, слова, молитвы. Для меня главное в службе - это проскомидия, евхаристический канон и помин. Упадешь на колени и шепчешь: помилуй, Господи, Тамару, маму, Глеба, игуменью Анну, послушницу Ирину, Лидию, Ираиду, Машеньку, Лену, Михаила, Наташу, Екатерину, Наташу, иерея Андрея, младенца Ванечку, Вадима, Валю.... Поднимешься с колен, и как будто ты такую работу сделал, важней которой нет на земле. А хор поёт “Тебе поем...” и “Молимтися Боже наш...”, на Престоле Сам Господь Своим Телом и Кровью и ты, простершийся пред Ним, и Божью Матерь здесь вспоминаешь: ”Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней...”
Как хорошо, что мы все собраны здесь вместе и слово, которым хочешь зажечь людей , и причащение детей. С какой открытостью они подходят причащаться, и как много их стало в храме... А после службы молебен и молитва перед Божьей Матерью, окропишь всех водой и идешь в воскресную школу. Что ещё человеку надо: отдохнуть дома немного, посидеть, пописать и лечь спать с именем Господа на устах... Проснуться и все начинать сначала.
ххх
Самое большое достижение последних лет - это воскресные школы. Все государственные школы, вузы, академии, вместе взятые, не могут дать того, что дают воскресные школы - основ нравственности, так как нравственность основана только на Боге. А в большинстве учебных заведений Бога нет. Он оттуда изгнан. И это изгнание, отделение школы от Бога, началось не сейчас.
1907 год, съезд учителей и деятелей по народному образованию. Они начинали, а потом уже пошло-поехало. Вот цитаты из речей этих “учителей” и “деятелей”:
“Сам я лично стою за то, чтобы религия была исключена из школы.”
“Считаю необходимым исключить Закон Божий из числа предметов школьного преподавания”.
“Религиозному воспитанию в школе не место.”
В дореволюционной Думе обсуждается вопрос о религиозном образовании в школе. Выступает епископ Могилевский Митрофан: “...Русский народ в вере Христовой искал основ для направления, и для своей жизни, и для школьного образования. Школа для него поистине являлась училищем благочестия, и всякое обучение, которое не говорило или мало говорило ему о Боге, о спасении, оно для него, верующего, являлось пустым, ничтожным делом”.
Христос стоит и стучит в школьные двери, откуда был изгнан. Давайте впустим его.
ххх
Еду на автобусе мимо храма в Узком и вдруг слышу: “Мама, это где нас обливали… священник ходил и обливал”… Сбоку от меня молодая мама и мальчик лет пяти… Как все изменилось, Господь посетил наших детей, - и для них уже нет попов, а есть священники… А утром был в Хамовниках: прикладываюсь к иконам, смотрю, мне кто-то мешает: ребятишки так и снуют, выныривают около меня, целуют Преподобного Сергия… один, второй, третий, и к другим иконам бегут.… А взрослые всё недовольны жизнью, всё-то нам не так, да не эдак… А ведь детей пустили ко Христу, и посмотрите на них, какие они счастливые, если даже дома что-то не доедят, то “докушают” в храме пищи духовной, - и сыты будут… Не единым же хлебом жив человек… А в храме как с ними хорошо, раньше были одни бабушки, а теперь веселей в храме стало молиться, радостней.