авторів

1574
 

події

220750
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » I_Tolstoy » Мои воспоминания - 63

Мои воспоминания - 63

10.06.1881
Ясная Поляна, Тульская, Россия

Духовный перелом отца нельзя рассматривать как нечто новое в его жизни и неожиданное. Эти сомнения и искания суть лишь продолжение того непрестанного искания, которое началось с его юношеских лет, проходит через всю его жизнь и было лишь частично и временно заглушено его художественной деятельностью и увлечением новой для него семейной жизнью.

Напомню попутно, что отец мой не знал семейной жизни в детстве. Он не помнил своей матери и лишился отца, когда ему было только девять лет.

Привыкший всю жизнь побеждать и властвовать, отец вдруг видит себя перед чем-то непобедимым.

Неужели смерть есть смерть — и больше ничего? Он и раньше задумывался над этим вопросом.

В "Трех смертях" художник, живущий в нем, подсказал ему ответ на этот вопрос, но теперь ему этого ответа было мало.

Конечно, чем ближе к природе, тем смерть становится проще и естественней; смерть чванной барыни ужасна, смерть мужика примиряюща, смерть березки даже красива, но все же это — смерть.

И не столько смерть страшна, сколько ужасен непрестанный страх смерти.

Внешнего спасения нет, но внутреннее спасение должно быть, и его надо найти.

Надо прежде всего найти бога.

Позволю себе привести здесь один дивный рассказ, который я когда-то слышал из уст Горького. Рассказ этот как нельзя лучше живописует тогдашний период исканий моего отца.

Жил где-то в глуши Костромской губернии мужик. Был он богат, имел постоялый двор, несколько упряжек лошадей, красавицу жену, хороших детей, был церковным старостой, отлил для церкви тысячепудовый колокол и был счастлив и всеми чтим.

И вот повторилась с ним история Иова. Случился пожар, падеж скота, жена и дети умерли от эпидемии, и остался мужик нищим и одиноким.

И пошел мужик к попу и говорит ему: "Батюшка, я богом недоволен. Жил я праведной жизнью, жертвовал на церковь, ходил к обедне, и вот я наказан. За что?"

— Приходи ко мне в церковь после вечерни, — сказал поп, — я скажу тебе тогда, что делать.

И вот пришел мужик после вечерни в церковь, и поп велел ему остаться в церкви всю ночь — и молиться иконам.

Остался мужик в церкви один, кругом темно. Только на паперти перед иконой мигает восковая свечка. Мужик стал на колена и начал молиться. Промолился всю ночь. Последняя свечка догорела и погасла, а мужик все молится —и так до рассвета, до восхода солнца.

Когда в церкви стало светло, мужик встал на ноги и подошел к иконе вплотную. Видит, доска, а на доске нарисована картина. Пощупал — доска. Ковырнул краску ногтем, под краской дерево. Посмотрел на иконостас— везде те же крашеные доски.

В это время щелкнул дверной замок, и вошел поп.

— Ну что, помолился, раскаялся?

— Нет, батюшка, не раскаялся. Не нашел я тут бога, не бог это, а доски размалеванные.

— Ах ты, кощунственник этакий, — закричал на него поп, — уходи вон отсюда да не показывайся мне на глаза, а то полиции донесу, и будешь ты в остроге сидеть.

Ушел мужик из церкви и пошел куда глаза глядят...

Увлечение отца православной церковью длилось, насколько я помню, около полутора года.

Я помню тот недолгий период его жизни, когда каждый праздник он ходил к обедне, строго соблюдал все посты и умилялся словам некоторых действительно хороших молитв.

С этого времени мы всё чаще и чаще стали слышать от него разговоры о религии.

Кто бы ни приехал в Ясную Поляну, тульский ли губернатор Ушаков, редстокист ли граф Бобринский[1], Страхов, Фет, Раевский, Петр Федорович Самарин, Урусов — все равно, — разговор непременно переходил на религиозные темы, и подымались нескончаемые споры, в которых отец часто бывал резок и неприятен. Вместе с папа стали богомольнее и мы.

Раньше мы постились только на первой и последней неделе великого поста, а теперь, с 1877 года, мы стали поститься все посты сплошь и ревностно соблюдали все церковные службы.

Летом, успенским постом, мы говели.

Я помню, как возили нас в церковь на катках (линейке), и мы все были тогда в повышенном религиозном настроении: вспоминали грехи и торжественно готовились к исповеди.

В этот год лето было дождливое и грибное.

По дороге в церковь, по большаку, росло необычайно много шампиньонов, и мы останавливались, набирали их в шляпы и привозили домой.



[1] С А. П. Бобринским, одним из основателей религиозного "Общества поощрения духовно-нравственного чтения". Толстой был знаком и в 1876 году состоял в переписке. В 1876 году Бобринский приезжал в Ясную Поляну и беседовал с Толстым по вопросам религии. В 1874 году в Петербург приехал Гренвиль Редсток, английский проповедник-евангелист, создатель религиозного учения, по которому человек может очистить и спасти свою душу не свершением "добрых дел", а одной верой в искупление кровью Христа. В России среди русской аристократии Редсток нашел много посл!яова-телей, одним из которых был А. П. Бобринский.

Толстой интересовался личностью Редстока. В марте 1876 года он спрашивал о нем в письме к А. А. Толстой. "...Вы знаете Редстока? Какое он произвел на вас впечатление?" (Л. Н. Толстой, т. 62, стр. 260). В романах "Анна Каренина" и "Воскресение" Толстой вывел сторонников учения Редстока. Это представители высшего света --Лидия Ивановна ("Анна Каренина"), Катерина Ивановна Чарская и проповедник Кизеветтер в "Воскресении". В Дневнике за 1891 год Толстой так объясняет популярность Редстока в великосветском обществе: "Отчего успех Редстока в большом свете? Оттого, что не требуется изменения своей жизни, признапия ее неправой, не требуется отречения от власти, собственности, князя мира сего" (Л. Н. Толстой, т. 52, стр. 45).

Дата публікації 24.06.2022 в 21:03

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: