Первый офицерский отпуск!
Моему другу Ивану Мельникову посвящается.
Закончились долгие, интересные и очень познавательные пять лет обучения в Черноморском Высшем Военно-морском училище имени Павла Степановича Нахимова. Из абитуриентов мы сначала превратились в курсантов, а потом, через тернии – в лейтенантов! Мир развернулся перед нами множеством новых возможностей!
Каждый учебный год в училище заканчивался выпуском старшего курса. Мы смотрели на переодетых в офицерскую форму, сразу возмужавших ребят, которые ещё недавно, как и мы, ходили в тельняшках. И завидовали. Они проходили торжественным маршем перед общим строем училища, чеканя прощальный шаг. Затем маршировали все четыре курса, отдавая честь новоиспечённым лейтенантам флота. Даст Бог, встретимся с кем-то из них на бескрайних просторах морей, на кораблях и подводных лодках, на береговых ракетно-артиллерийских позициях!
И вот подошёл наш черёд! Выпускная суматоха последних месяцев. Дипломная головоломка. Пошив офицерского обмундирования со множеством примерок. И наконец – последний день в родном училище! День открытых ворот и дверей! Море народа. Последние построения. По одному нас вызывают из строя, и высокие воинские начальники вручают нам золотые погоны и кортики. Потом переодевание в офицерскую летнюю форму номер два. На душе сложнейшая гамма чувств. Состояние как в популярной в те времена космической песне:
«На душе и легко и тревожно.
Мы достигли чудесной поры:
Невозможное стало возможным,
Нам открылись иные миры…»
Мы шагаем под звучный и трогательный морской марш «Прощание славянки». Наша поступь традиционно сдержанная, шаг короткий. Белые фуражки под единым углом. Кремовые кителя подчёркивают золото погон. Руки в белых перчатках: левая придерживает кортик, правая – в неширокой отмашке. Единая слитность уходящих рот. Так и маршируем сверкающим лейтенантским строем перед многочисленными адмиралами, офицерами, курсантами, своими родными и гостями училища. «Прощай, любимый край…»
Но нет: ещё шикарный бал и широкое застолье. Можно с бокалом шампанского подойти к адмиралу, начальнику училища, поблагодарить его и пожелать всего, что на сердце в эту минуту.
Первый офицерский отпуск! Его планировали каждый по-своему. Семейные пары (а таких к концу пятого курса было уже немало) выстраивали романтические путешествия. Те, у кого отношения уже сложились, но ещё не оформились, созывали гостей на свои свадьбы. Холостяки, не обременённые дополнительными заботами, легко разлетались в разные стороны в одиночку и группами.
Я всегда считал, что в коллективе отдыхать лучше. Поэтому за все предыдущие отпуска мы с друзьями изъездили множество городов Средней полосы России, побережья Чёрного и Балтийского морей, исходили ущелья гор Северного Кавказа. Мы были переполнены впечатлениями, которые в свою очередь манили к новым.
Итак – распахнуты ворота училища! И в силу разных обстоятельств, оказавшись без дамского окружения, но всегда - в мощном кольце друзей, в последний момент решили мы с Ваней Мельниковым попутешествовать по берегам Чёрного моря. Дружба с Иваном началась сразу же, как только мы оказались в первой сборной училища по гребле. Преодолевая дистанции в едином ритме, в едином дыхании, мы невольно срастались в единый организм, рвущийся к победе, когда личное состояние каждого было подчинено общему порыву. Бывало, что на финише горлом шла кровь, бывало, что в конце дистанции ребята валились на борт без сил и долго не могли ни выйти из шлюпки, ни разговаривать. Чего только не бывало!
Мы научились понимать друг друга не только на тренировках и соревнованиях, но и в повседневной жизни! Отдыхать с Иваном – одно удовольствие! Договорились: каждый из нас накоротке съездит к родителям, а потом – в Адлер, оттуда – в Головинку. Там мне всегда нравился палаточный городок, арендованный предприятием, где работала мама. Пожав руки, мы разъехались: Иван – в Ростовскую область, я – на Кавказ.