Я помню. Глава 26 Продолжение работы в ЦДРИ
А тем временем продолжались вечера в ЦДРИ.
Вечера, посвященные Блоку и Встреча с Никитиными проходили в Большом зале ЦДРИ.
В нём проводились большие юбилейные вечера – к 120-летию со дня рождения А. П. Чехова;
вечер, посвященный творчеству Достоевского;
вечера, посвященные советским деятелям культуры – вечер К. Симонова, юбилейный вечер Натальи Кончаловской
Не все, что хотелось, мне удалось сделать. Очень долго просила я разрешить вечер, посвященный Борису Пастернаку - не разрешали. Ограничились проведением чтецких вечеров с программами из произведений Б. Пастернака.
Не все вечера были выдающимися, но были яркие исполнители, серьёзные знатоки и мастера искусств.
О некоторых именах нельзя было даже упоминать - таких, как В. Некрасов, В. Гроссман, А. Борщаговский и др.
Но была ещё одна ипостась - моя должность называлась «заведующая передвижным фондом библиотеки». Я должна была создавать небольшие библиотеки при театрах, в реставрационном Всесоюзном комбинате, в мастерских. Я находила там людей, любящих книги и несущих ответственность за обмен.
Раз в неделю у меня был разъездной день. Я познакомилась с замечательным коллективом Всесоюзного реставрационного комбината. Люди, влюблённые в своё дело, создавали шедевры – ручной работы -шпалеры и ткани, изделия из бронзы и серебра…
Часто бывала я в театрах. Особенно любила репетиции у А. Эфроса и у Ю. Любимова. Я видела, как рождаются спектакли. Это незабываемо.
Моё удостоверение работника ЦДРИ давало возможность попасть в любой музей, в любой театр. И я пользовалась этой возможностью.
Иногда всем коллективом нас возили в Госфильмофонд. Задолго до появления на экране я увидела фильмы ”Кабаре” Боба Фосса, ”Пролетая над гнездом кукушки” Милоша Формана, ”Покаяние” Абуладзе.
Перечисляя имена, упускаю, наверное, очень важные и интересные. Для того, чтоб сотрудники ЦДРИ были в курсе происходившего в культуре, для нас читались лекции.
По литературе лекции должна была я организовывать.
С обзорами по советской литературе выступал В. И. Камянов. В начале деятельности он был педагогом литературы в школе, после его обучения, школу расформировали, обвинив учащихся в антисоветчине. Он стал критиком.
Регулярно он рассказывал сотрудникам ЦДРИ о состоянии советской литературы. Взгляды и речи его были остры и непривычны, вызывали дискуссии, заставляли задуматься, кардинально изменить взгляды.
О зарубежной литературе рассказывал интересный литератор, сотрудник журнала ”Иностранная литература” А. Зверев.
Мне памятны не только вечера, но и отдельные короткие встречи с известными артистами, писателями. Я для себя по–другому почувствовала этих людей.
Никакие мемуары не могут сравниться с непосредственным общением. Даже небольшие встречи с известными артистами оставляли яркие впечатления.
Рина Зеленая – как она нервничала, капризничала перед выступлением. Приклеивала отпавшую ресницу, обращаясь ко мне, говорила: ”Без ресницы на сцену не выйду!” Когда шла за кулисами к сцене, уже плохо видевшая, чуть не провалилась в яму…
Иван Семёнович Козловский тоже безумно переживал, ругался на всех, ожидая своего выхода. Зато после выступления, довольные, они благодарили и извинялись за несдержанность. Как много впечатлений добавляют живая мимика, глаза актёра.
А еще, что было очень популярно и интересно - это празднование Старого Нового года. Весь бомонд Москвы старался посещать эти праздники.
В Большом зале ЦДРИ накрывались столики на разные компании. Капустники, викториы, конкурсы продолжались всю ночь.
Я побывала только на одном таком празднике. Специально для участия в нем, сшила себе в хорошем ателье длинное зеленое платье. Модные туфли у меня были. Когда-то у Драйзера то ли в "Финансисте", то ли в "Титане", а может быть, и в "Стоике" я прочла о рыжеволосой красавице в зеленом платье. Это в меня запало. А была я рыжая, правда, далеко не красавица, но чувствовала себя на высоте. И потому, когда начался конкурс на лучшее ржание (был год лошади), я решилась поржать. Среди участников конкуса был Н. Сличенко. Куда я полезла?! Но за смелость была награждена блюдом, которое до сих пор цело и передвигается вместе со мной.
А как интересен был конкурс "12 стульев". На сцене было 12 стульев, в одном из них была долларовая купюра, не помню какой стоимости. Сколько было соискателей, разодрали все стулья, а вышел на сцену иностранец и, под хохот окружающих, нашел деньги. Сколько фантазии было у сотрудников, готовящих этот праздник!