Я помню... Глава 10 Владимир Ильич Порудоминский
Я познакомилась с ним в 70-х годах 20 века. Он читал в библиотеке лекцию об А. С. Пушкине.
Высокий красивый молодой мужчина, с огромной черной шевелюрой волос, с пронзительным взглядом темных глаз.
Первые его книги выходили в серии “Жизнь замечательных людей “. Они выделялись среди книг других авторов редких стилем, он излагал детально не только факты деятельности, но и связи своих героев с общественной жизнью. И за всеми его персоналиями, явно проступает авторская позиция, его собственное мнение. Ему принадлежат книги об А. С. Пушкине, Н. Гоголе, В. Дале, А. Чехове, Вс. Гаршине, А. Афанасьеве,. книги о В. Брюллове, о Н. Ге, небольшого формата любимая моя книга “Половина жизни моей“- о живописцах, создающих портреты великих писателей.
В 1994 году он вслед за дочерьми переехал в Германию, в Кельн. После тяжелой операции он продолжает писать, но это совершенно другой жанр. Это какой-то новый, необычный жанр художественной прозы.
“Одинокая птица на кровле“… Так называется строкой псалма одна его книга. Раздумья прожившего долгую жизнь человека о юности, о страсти, о странных и необъяснимых уроках любви, о подведении итогов, о позднем времени, так призрачно уходящем, о людях, живших в это время.
Очень часто он смотрит на окружающую жизнь глазами подростка, чьё мировоззрение только определяется. И мне кажется, именно в таком возрасте, зорко вглядываясь, он сам начинал понимать окружающее, и в это время рождалось его самосознание.
Его новая проза не укладывается в жанровые рамки. Его рассказ не ведется плавно, часто он возвращается мыслями к другому времени, к другим персонажам.
Философская тонкая и глубокая мысль, зримые образы. Настолько зрительно ярки его образы, что художник может создавать картины по ним.
Не оставляют меня равнодушной и пожилые люди в его книгах. Их душевное движение, обдумывание прожитых долгих лет "трепетных душ. Этому и многому другому посвящена его другая книга «Уходящая натура».
Вот такой человек помогал мне. Часто он был ведущим вечеров.
Роль ведущего – не проста. Надо ввести зрителя в мир человека, которому посвящен вечер. А это значит надо досконально знать особенные черты этого человека и так заинтересовать зал, чтоб все думали только о том, что происходит в эти минуты на сцене. В. И. Порудоминский был таким ведущим многих вечеров.
Владимир Ильич приводил своих друзей, выступавших на сцене. Сам о себе он никогда ничего не рассказывает. Удивительно скромный человек.
По случайным фразам я составила какое-то представление о его жизни. Однажды он рассказал о том, что много лет назад он вел поэтическую студию в Центральном Доме пионеров. Его бывшие студийцы через 40 лет составили книгу. На месте цены было написано:40 лет.
Этого тонкого пронзительно умного человека чувствуешь, читая его книги.