СТРАХ И УЖАС КУРЕЙКИ
И хотя страшно и жутко об этом вспоминать, но в назидание детям, которые уже выросли и стали внешне похожими на мужчин, я решил написать о нескольких трагических случаях, происшедших на Курейке — не только красивой и могучей, но и жестокой реке. Примерно за год до пуска вслед за Анохиным приехал на Курейку из Балаково хороший парень и специалист Валера. Спокойный, деловой, юморной, он сразу активно включился в работу и много времени проводил на рабочей площадке ГЭС, на контроле заказчика по монтажу оборудования. В трудных условиях сразу видны лучшие качества человека, когда он не хнычет, а добросовестно исполняет то, что нужно, без пафоса и геройства.
Прошла пара месяцев, как он приехал, и вот однажды я возвращаюсь из командировки, а все такие невесёлые, как в воду опущенные. Что случилось? Валеру похоронили…
Выполняя свою обычную работу с монтажниками, Валера неловко поскользнулся на лесах, а перила не выдержали, и он упал с высоты двадцать метров на лёд Курейки, разбившись насмерть. Казалось, сотни людей там ходили, я и сам там был в этом месте, а вот мгновение — и нет человека. И сколько угодно говори потом «земля пухом», а знаем, что никакого пуха нет, и больно до сих пор спустя тридцать лет, что человека не стало в расцвете лет, и ты в этом тоже как будто виноват.
Река Курейка забирала людей играючи. Температура воды летом не выше пяти градусов, течение быстрое, пороги и водопады. Упавшему в воду человеку отпущено время не более пяти минут, чтобы выбраться и спастись. Но, даже выбравшись на берег ещё живыми, люди иногда погибали от переохлаждения — сердце отказывалось качать остывшую кровь.
Мы построили в Светлогорске хороший клуб, с большими трудностями укомплектовали его театральным оборудованием, мебелью. Получилась картинка. Но чтобы она ожила, нужны люди. И вот приехал парень, мастер спорта по борьбе, чтобы заниматься с пацанами в спортивной секции при клубе. И надо же так случиться, что он с товарищем поехал прокатиться на моторке и, неловко передвигаясь в лодке, потерял равновесие и упал в воду. Ну, подумаешь, в воду упал, намок просто — смешная история. А человек умер. Вот и кончилась его история, а было ему двадцать пять. На Севере мелочей не бывает. То, что на материке представляется мелочью, на Севере вырастает иногда в смертельную проблему, и не каждому эта мелочь прощается.
Многие заводили лодки с мотором. Почти каждый был рыбак и охотник — а что ещё делать в выходные, да на таком раздолье? Лодочный мотор работает на смеси бензина с маслом. Бензин хранят в канистрах, как известно. Но тут есть маленькая мелочь, на материке, может, незаметная. Если канистра неполная, то даже внутри неё образуется иней от мороза — конденсат от влаги, содержащейся в воздухе. Эта вода в виде снега или льда зимой плавает в канистре, и если лёд не убрать, то летом он тает и перемещается на дно, потому что плотность бензина меньше единицы.
Тогда, если вы выльете канистру в бак лодки, то эта вода может попасть в мотор, и он может заглохнуть. Обычно ничего страшного — дёрнул за верёвку стартёра, мотор чихнёт и заведётся. Но иногда… Семья: папа, мама и двое детей — мальчик и девочка — отправились на лодке покататься. На стремнине мотор вдруг заглох. Папа стал заводить стартёр и вдруг упал в воду. Мать вскочила, схватила весло и стала подгребать, но неумело, тогда она решила дотянуться веслом до мужа, но и сама свалилась через борт. Выбраться на лодку из воды самостоятельно практически невозможно. Оба утонули на глазах у детей. Неуправляемую лодку стало сносить к первому курейскому порогу, который на самом деле есть двадцатиметровый водопад. Девочка не растерялась и сумела подгрести к берегу одним веслом, спасла себя и младшего братика.
Но самую ужасную дань с человеческой беспечности Курейка взяла в День строителя, 8 августа, в пусковом 1987 году. Основные сооружения были уже выстроены. Ещё весной закрыли воды паводка и наполнили водохранилище до верхней расчетной отметки девяносто пять метров. Летние воды Курейки сливались через открытый затвор водосброса. Белый поток, срываясь со стометровой высоты, пробегал около двухсот метров водослива и с трамплина подбрасывался в воздух, образуя радугу. Почти всё курейское общество собралось на плотине, день был солнечный, все получили премию и радовались, созерцая творение рук человеческих. Вдруг две лодки появились в акватории верхнего бьефа. В одной был мужчина, в другой сидела семья с девочкой пяти лет. Они совершали галсы на виду у всей публики, это было красиво, но небезопасно. Кто-то начал им кричать, чтобы они уходили из акватории, но моторы работали, и они не слышали.
Услышали лишь тогда, когда у лодки с семьёй заглох мотор. Они не сразу поняли опасность, с десяток минут возились с мотором, а он не заводился, как назло. Лодку всё быстрее стало сносить к водосбросу. Вторая лодка была далеко у берега в относительной безопасности. Почему он не подплыл, когда была возможность их спасти, никто не знает. Люди на плотине побежали звонить диспетчеру, чтобы опустили затвор, но крановщица была выходная, и за ней послали машину. Пока она приехала, пока поднялась на козловой кран, история закончилась.
Мужчина всё ещё пытался завести мотор, а женщина села за вёсла и стала отгребать от опасного места. Ещё можно было спастись, но беда в том, что она от страха стала грести в другую сторону. Лодка попала в течение, и её уже было не остановить. Говорят, что девочка так кричала, что люди на плотине падали в обморок от ужаса и бессилия. Вторая лодка наконец опомнилась и пыталась приблизиться, но опоздала. Первая лодка была затянута в водопад и скрылась в потоке. Тогда второй мужчина в порыве безумного отчаяния направил свою лодку в поток и совершил самоубийство. Ни одного трупа не нашли. Курейка никогда не отдавала свою добычу.