ИСКРИВЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ…
Когда стоишь на высоком берегу Енисея напротив впадающей в него Курейки и смотришь поверх реки на другой берег в трёх с гаком километрах, то возникает ощущение, что время — это текущая река, которая уносит его в Ледовитый океан на вечное хранение. А здесь, на суше, времени нет. Всё как было сто, двести, тысячу лет назад, так и осталось теперь. Может, и Сталин сейчас выйдет с удочкой из тесовых ворот и засеменит по откосу к лодочке, припаркованной на берегу. Пройдёт мимо и не заметит необычного наблюдателя, потому что вы из другого времени, словно в кино.
Это ощущение, что это кино, часто возвращалось ко мне на Курейке почему-то именно на берегу. Когда мимо проносятся стальные воды, завихряясь и пучась на бегу, то это гипнотизирует. Невероятная мощь крутых берегов, отполированного за миллионы лет гранитного ложа, словно гигантский каменотёс вытесал гранитную набережную по проекту Бога, — всё это делает созерцателя наблюдателем, пришедшим поучаствовать в массовке. И, наверное, нужно иметь особый характер и устройство организма, чтобы, родившись, жить здесь вне времени посреди необъятных и опасных пространств.
Северяне мы — нам ли под вьюгою гнуться?
Нас в карбасах носил Енисей в ледяной океан,
мы буравили горы, чтоб урановых руд дотянуться,
в кимберлитовой трубке шаманский курили тимьян.
Нас взрастили просторы, нам лёгкие выстудил ветер,
и Байкал излечил Богом данной живою водой,
мы с рожденья за русские дали в ответе,
дым отечества — это наш дух родовой.
Признаюсь, что постоянная занятость работой сохраняла голову от шокирующих раздумий на эту тему. Но иногда случалось постоять на берегу и мысленно сопоставить затею Создателя в его живом землеустройском мегапроекте с нашим игрушечным, нарушающим эту миллионовековую гармонию рукотворной вставкой в виде Курейской ГЭС.