<p "="" style="text-indent: 14.2pt; line-height: normal; background: white; vertical-align: baseline;">24 марта. Сан-Диего
Сегодня окончательно выяснилось, что быть здесь примерно придется до июня.
27 марта Сан-Диего
Сегодня в Сан-Диего гастроль бродячего цирка. Я вообще не любитель цирка, но решил его посмотреть для коллекции.
Цирков здесь стационарных нет ни в одном городе. Обычно они кочуют из города в город, останавливаясь на одном месте максимум на 5 дней. Однако они поражают своей колоссальностью и поэтому они, пожалуй, больше тратят времени на переезды и на подготовку, чем собственно на работу по цирковой программе. Трудно даже поверить, что передвижка такой махины может быть оправдана несколькими представлениями. Ведь это целый город! Но однако они таки оправдывают затраты с большой лихвой, и их хозяева делают хороший «бизнес».
Сан-Диего сравнительно большой город. Но наличие в нем этого колоссального балагана чувствовалось повсюду, все суетились, все куда-то торопились.
Еще далеко не доехав до места, где расположился цирк, мы увидели целые толпы народа и улицы, забитые машинами. Впрочем, автомобилей было больше, чем пешеходов, короче говоря, была автомобильная толпа. Полисменам была жара – то тут, то там раздавались свистки. На каждом углу они дежурили на своих юрких мотоциклах человек по пять. Наконец, кое-как протискавшись среди лавы автомобилей, подобрались к цирку, но вот беда – куда ткнуть свой автомобиль, все улицы, окрестные места, исключая только крыши домов, были уже заняты. Мы долго искали место. И наконец, когда уже отчаявшись, решили припарковать наш кар дома в своем собственном гараже, мне каким-то чудом удалось втиснуть его в только что освободившуюся щель между машинами, буквально перед носом какого-то зазевавшегося господина, под его дикий, по-видимому, мат (если таковой существует в английском языке).
Вздохнув, пошли к цирку. Мы действительно увидели перед собой целый город. Множество всевозможных балаганов, балаганчиков, киосков, кибиток и просто разносчиков-торгашей, жаждущих, по-видимому, сделать хороший «бизнес», используя это двухдневное пребывание цирка.
Все это копошилось шумно, бухтело, кричало до звона в ушах.
Все это схоже походило на большущую ярмарку. Посреди этого хаоса воздвигался главный балаган цирка.
Порядок был такой.
Для того, чтобы посмотреть отдельные чудеса, как, например, женщину 14 пудов, человека с тремя ногами, сросшихся близнецов, всевозможных факиров и фокусников, надо было зайти в специально отведенный для каждого такого номера балаганчик, уплачивая за каждое посещение по 15-20 центов.
А для того, чтобы просмотреть общую цирковую программу, надо было идти в главный балаган. Причем, чтобы войти в балаган, надо было заплатить 75 центов, а чтобы получить там место, надо заплатить еще 75 центов (стоять же там не разрешается!?). Не имея достаточно времени для посещения мелких балаганов, мы пошли сразу в большой балаган. Это было колоссальное здание, обойдя помещавшиеся тут же огромные конюшни и зверинцы, мы приземлились на своих местах.
Представление проходило сразу на трех аренах, не знаем, куда смотреть. В зале курили, свистели и просто орали всякие продавцы мороженного и зрители по поводу и в припадке восхищения, и без всякого повода. Половина номеров были, по-видимому, куплены с целью рекламы местными предпринимателями. Вот на арену везут укротительницу зверей на двух «Бьюиках» с надписями "Всего 1200 долларов". Вот выехала 2-х местная машина и остановилась на арене. Из нее вышли сразу трое мужчин, затем стали по одному вылезать еще и еще, вот десятый, одиннадцатый, публика ревет, наконец 14-й... Вот рев уже начал смолкать, но вдруг из машины показался огромный солидного роста клоун 15-й… свист шум, говор. Американцы развлекаются…
Номера сами по себе неважные, такие номера можно видеть в любом нашем провинциальном цирке (правда, в лучших условиях). Но все поражает своей колоссальностью, масштабами, например, если выходят слоны, то их целое стадо, я их насчитал сразу 25 шт. Правда, они работали неплохо, и больше всего мне понравился именно этот номер. Я завидовал им, когда они по все команде, с изумительной легкостью задрав задние лапы и свой стопудовый зад, становились на передние лапы. Признаюсь, на пляже мне этот номер не всегда удается.
Еще что хорошо - это организация и выполнение всех подготовительных работ. С молниеносной быстротой целая толпа рабочих, обслуживая только то, что им поручено, перестраивают арену, все механизировано и рационально приспособлено в пределах возможного. Мне говорили, что в этом цирке работает больше 1000 народу, да и нетрудно этому поверить, так как одних участвующих артистов я приблизительно насчитал около 500.
Вообще американцы любят размеры, масштабы.
Одна гимнастка делала не такое сложное, но довольно изнуряющее упражнение, и для внушительности она его проделала 100 раз (!) Публика ревела от восторга, в то время как бледное лицо исполнительницы выражало мучительную боль и усталость.
На усталых лицах всех исполнителей было написано какое-то безразличие, движения их были механические, чувствовалось, что они работают не ради искусства, а ради грошей.
Мне особенно было жаль одну девушку, которая стояла у входа на трибуне в кругу зазывалок, обвитая огромным удавом, на дворе было свежо, а она была в купальном костюме, вся посиневшая от холода, а тут еще такие холодные об’ятия….
А в общем чепуха, – большой и плохой балаган.
Посмотрел – хватит….