29 декабря 1999, среда.
Софию на Новый год отпустили из больницы, хотя я вижу, что она еще очень слабенькая, вялая. Привередничает. Пока кручусь с разными делами по дому, сидит смирно, дремлет. Только присяду с книгой или рукоделием, просит принести чаю. Принесу – не пьет. Только присяду, просит поправить подушку. Так целый день. Но это – ничего, это понятно. Чтобы она не скучала, я рассказываю ей разные смешные истории. Если ничего подходящего не могу вспомнить, сочиняю что-нибудь, грешная. Она любит посмеяться.
А вчера сочиняла уже не для Софии, а для ее правнучки. Джейн 14 лет, она очень рослая, похожа на взрослую девушку. А ум детский. Расспрашивает меня о России:
– Ольга, а у вас в России радио, компьютеры, телевизоры есть?
– Нет, говорю, - мы о них понятия не имеем.
– А столы у вас есть?
– И столов нет.
– А как же вы кушаете?
– Садимся на землю и кушаем.
– А кровати у вас есть?
– Нет у нас кроватей. Мы спим на деревьях. Залазим на ветку, укрываемся медвежьей шкурой и спим.
– А как же вы не падаете?
– Мы привязываемся к веткам веревками.
На следующий день Джейн на уроке в школе с моих слов повествовала одноклассникам о российской жизни.
Американцы знают о нас еще меньше, чем мы знаем о них: «Водка, мафия, матрешка, космос, холод». Ладно бы только простые, необразованные люди. Но в Голливуде, наверное, пользуются услугами консультантов, специалистов. Я недавно попыталась посмотреть по телевидению американский фильм «Анна Каренина» – терпения не хватило. Все герои в шапках - ушанках, сапогах гармошкой и косоворотках. Смех да и только.