29 августа 1999, воскресенье.
О грустных метаморфозах американских городов.
Прежде, когда я слышала о том, что такой-то город раньше был гораздо чище и культурнее, я думала, что это – обычные ностальгические причитания по золотому прошлому. А сейчас я вижу, что это действительно так и бывает. Американцы очень долго и тщательно выбирают место, где они купят свой дом. Идеальный город должен быть спокойным, зеленым, бесшумным, безопасным, населенным солидными людьми. Надо еще предвидеть, каким город станет в обозримом будущем. Например, Клифтон раньше был населен выходцами из Европы: итальянцами, поляками, венграми – людьми более или менее культурными и работящими. Но в последние годы сюда стали приезжать афроамериканцы, выходцы из Латинской Америки, пакистанцы. Городская среда – нравы, порядок, уровень зажиточности – постепенно изменяются. Благополучные американцы стали искать себе жилье в других местах от греха подальше. Но Клифтон пока еще на плаву. Он продолжает оставаться зеленым и ухоженным. Здесь относительно безопасно, дома не очень богатые, но приличные, окружены садиками с цветами. Дороги хорошие, чистые. Пешеходов на улицах мало. Работающие люди платят налоги, которых хватает для поддержания порядка.
Штат Нью-Джерси населен так густо, что границы между городами практически незаметны. Едешь-едешь по улице и на каком-то перекрестке оказываешься в другом городе. Но граница между Клифтоном и Пассаиком отчетливо видна даже слепому. Как только въезжаешь в Пассаик, начинаются колдобины, ямы, везде валяется мусор. Дома облезлые, многие окна заколочены почерневшей фанерой. По улицам слоняется без дела диковатая молодежь. Похоже, здесь много безработных, а следом идет криминал, наркотики и т.д. Не рискнула бы я гулять по этим улицам. Между тем, говорят, что раньше Пассаик был очень приличным городком.
Та же история случилась и с Бронксом, одним из самых криминальных районов Нью-Йорка. Трудно в это поверить, но некогда это был очень красивый и зажиточный район.
Говорят, этот процесс необратим. Но бывают и исключения. До 80-х годов Брайтон-бич в Бруклине был весьма опасным районом. Даже полиция появлялась там только в исключительных случаях. Приехавшие в Нью-Йорк эмигранты из России и Украины захотели жить на океанском берегу, который напоминал им о родной Одессе. Но мириться со здешними порядками они не пожелали. Несколько лет со стрельбой и мордобоем наши смирные евреи отвоевывали территорию. И преуспели – Брайтон-Бич процветает. Русские рестораны, магазины, колледжи, школы, кинотеатры, множество мелких бизнесов делают этот район платежеспособным, а значит и способным обеспечить собственную безопасность. Хотя ради справедливости надо сказать, что и среди наших земляков нашлось немало рыцарей плаща и кинжала.