13 ноября
От занятий аж дым идет из головы. Почти каждый день консультанты то по русскому, то по истории, то по географии. Вчера было два, завтра опять два, сегодня - один. Начинаем понемногу втягиваться. Уже лучше откладывается в памяти.
Вчера был диктант по русскому. Готовились с трепетом, ибо никто никаких норм не помнит. Преподаватель дал два отрывка из «Моих университетов» и «Войны и мира». Оказалось - не так страшно. Я, например, написал без единой ошибки и по словам преподавателя оказался абсолютно грамотным.
В последние дни пришлось много работать. 7 ноября писал отчет о демонстрации на Красной площади. 10-го опубликована моя передовая о выборах, вчера - моя передовая и полоса о новых городах. Подготовил еще одну полосу и передовую о жилищах («Без трущоб»).
Сегодня в фотоотдел пришел пакет с фотоснимками и корреспонденцией «Незабываемый рейс». Автор - капитан Талинин. Кто он - ничего не известно, и сам он о себе ничего не пишет. В этой корреспонденции он описывает поездку т. Сталина на катере в районе Сочи, дату не указывает, но можно понять, что дело происходило недавно, месяц-два назад.
Сталин ездил на катере два раза. Первый раз он появился днем. Вместе с ним были Берия, Вознесенский, Булганин, Абакумов, Поскребышев, Власик. Он прошел на пограничный корабль и спросил у командира: какой ход? Тот ответил. Сталин сказал:
- Идите средним.
Прошел на катер и сел в кресло. Корабль пошел впереди, катер за ним. Сталин был в военной фуражке, в простом кителе без погон, брюки на выпуск. Берия - в шляпе и пиджаке. Булганин - в штатском. Только Поскребышев - в генеральской форме. Причалили. Сталин, обратившись к матросам, сказал:
- Чем отблагодарить вас, т.т. пограничники, за удовольствие, доставленное мне и моим друзьям, пройтись по морю?
Те ответили, что ничего не надо, они - на военной службе.
- Нет, надо отблагодарить, - возразил Сталин. - Товарищ Власик, организуйте для них ужин.
Уехал. Власик сказал, что через 40 минут привезет ужин. Ровно через 40 минут пришли машины с ужином. Началось веселье, тосты.
На следующий день Сталин со своими друзьями опять появился на берегу. Он приветливо поздоровался с экипажем и сразу прошел на катер, сел в кресло. Достал трубку с светло-желтым мундштуком, набил, закурил.
Командир обратился к нему и передал просьбу команды сфотографироваться. Сталин взял трубку в руку:
- Ну что ж, можно сфотографироваться. Только поскорее.
И первым пошел на берег. Проходя мимо Власика, который приготавливал аппарат, он спросил:
- Надолго займет?
- Быстро, т. Сталин.
Снялись все вместе. Потом Сталин обернулся, посмотрел фон и шутливо обратился к Власику:
- Какой же ты фотограф, если не сумел хорошо выбрать фон? Надо на фоне корабля сниматься.
Он сам выбрал новое место и предложил сняться еще раз. Снялись.
Сталин снова пошел на катер. Он подозвал командира катера мл. лейтенанта Александрова и спросил:
- Скажите, мл. лейтенант, какой ход у корабля.
Тот ответил.
А каким можете идти наименьшим ходом?
Тот ответил.
- А еще меньшим ходом можете идти?
- Постараемся, т. Сталин.
- Идите малым ходом и как можно ближе к берегу.
Вышли в 14:05. Шли вдоль берега. Чудная природа. В 16:35 причалили. Там уже ждали машины.
Уходя, Сталин поднял руку и сказал пограничникам: «Благодарю».
На берегу собрались отдыхающие, радовались.
К корреспонденции приложено два снимка с обоими фонами - «флотцы с т. Сталиным». Сталин вышел очень хорошо: выглядит превосходно, лицо спокойное, чуть улыбающееся, очень свежее. На нем - привычный довоенный китель без погон, со звездочкой Г. Соц. Труда, мягкие брюки, ботинки, военная фуражка со звездой. Лица у матросов молодые, сияющие.
Будем пытаться напечатать в «Правде».