авторів

1573
 

події

220572
Реєстрація Забули пароль?

1947 - 1

12.01.1947
Москва, Московская, СССР

12 января.

    Надо записать. 26 декабря мы были в Музее Изобразительных искусств им. Пушкина. Смотрели картины бывш. Дрезденской галереи. Они еще не открыты для общего обозрения, но разговорами о них полна вся Москва уже давно.

    Ход через библиотеку. Два зала наверху - один небольшой, второй побольше. Картины висят вплотную. По чести говоря, если бы не знать заранее, что это картины Дрезденские, то, за исключением нескольких полотне, мы не отличили бы их от основного собрания музея. Как раз пару месяцев назад я был на открытии музея - послевоенном - и тогда был просто подавлен его богатством.

    Три картины и произвели сейчас на меня наибольшее впечатление. «Портрет старика» Рембрандта - он может сниться, а его глаза все время в памяти, как нарисованные перед тобой. «Спящая женщина» - французского художника, имени которого не запомнил     - одновременно вызывающая и светлое восхищение, и желание лечь рядом. И, наконец, «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Недаром о ней столько говорили и говорят. Она висит на стене малого зала среди других картин и открывается неожиданно и неправдоподобно. Неужели это она и есть. Ибо, ждешь ее одну, а не в сообществе живописи.

    Сначала я не заметил ничего особенного. В глаза только бросилась ее необычная простота и ясность. Потом я почувствовал желание постоять около, потом посидеть. И смотреть, смотреть. Нам попался очень толковый гид Ротенберг. Он раскрыл нам художественные особенности картины, и она начала доходить до нас вся. Так же, как Белинский в 1848 г, мы начали видеть, что Иисус на руках - не младенец, а будущий властелин. И образ мадонны, держащей в руках не сына, а будущее мира, осветленной провидением исторической роли сына.

    В нашей группе были Заславский, Кононенко, Курганов, Полевой, Лукин, Гершберг и др. Полевой вспомнил, как увозили эту картину из-под Дрездена. Директор музея Меркуров рассказывает, что все эти картины найдены в горах, спрятанные немцами, и являются военными трофеями. За «Мадонной» из Москвы прислали специалиста. Стал вопрос транспортировки. Командир фронта Конев дал свой самолет. Специалист отказался:

 

    - А если он разобьется?

 

    - Это мой личный самолет,  - сказал Конев.  - Я, маршал, летаю на нем и не боюсь, что разобьется.

 

    - То - маршал, а то - мадонна!  - ответил тот.

    Окончив осмотр картин, мы поднялись в зал скульптуры. Там всеобщее внимание привлекла полуразрушенная фигурка Гулящей античной девки (мрамор), полная динамики, экспрессии, и потрясающего мастерства исполнения. А вся она - с пол-аршина!

    На выходных встретились с директором музея скульптором Сергеем Дмитриевичем Меркуровым. Широкий, черный, чернобородый, энергичный, шумный, умный, любящий себя показать, с нарочито грубоватой. и двусмысленной речью. Ему за 60, но проворен юношески. Обожает анекдоты, острые словечки, остроты. Острит непрерывно.

    Он заявил, что узнав о посещении правдистов, решил им сам все показать. И потащил нас знакомиться с фондами музея. То, что я когда-то собирался писать «В подвалах такого-то музея». Мы не пожалели.

    Меркуров спросил, как нам понравилась «Мадонна», и рассказал по этому поводу две занятные истории.

 

1. Один художник, посмотрев Мадонну, вернулся домой и изрезал в куски свою картину. Меркуров рассказал об этом Ворошилову. Тот рассмеялся и заметил: «А из него толк выйдет!».

 

    - Это был молодой художник?  - спросил я.

 

    - Конечно, молодой.  - ответил Меркуров.  - Старые считают, что это Рафаэль должен резать картину.

 

2. Показывал Меркуров Мадонну одному хозяйственнику. Тот спросил: «Сколько она стоит?». Меркуров ответил, что оценить трудно, но, во всяком случае, многие десятки миллионов долларов. Хозяйственник долго смотрел картину, подошел, пощупал и недоумевающе сказал: «А с виду - обыкновенное полотно».

    По сему поводу Меркуров заметил:

 

    - Он не знал, что на рояли играют и «Чижика» и «Кампанеллу».

    Вообще же к собранию Меркуров относится с величайшей почтительностью, хотя заявляет, что в живописи ничего не понимает, но сознается:

 

    - Если бы я видел все это 47 лет назад - я бы заново учился. Или хоть бы сейчас мне было бы 30 лет!

    Он мучится, что музей тесен, грезит о новом помещении, говорит, что добивается в ЦК расширения за счет ИМЭЛа:

 

    - Перефразируя известное материалистическое положение, я могу сказать, Что у нас количество заедает качество.

    Фонды музея действительно грандиозны. Мы видели сложенные штабелями, как дрова, папки с подлинниками рисунков виднейших художников Запада и Востока (а их в музее десятки тысяч), гигантскую коллекцию фарфора в подвали - навалом (Меркуров не удержался и сострил: «Одна генеральша спрашивает: а где же тут сервизы?»)  - и впечатление действительно не музея, а магазина посуды Кузнецова и K° (по словам Меркурова), смотрели чудесные ткани Египта, золотые изделия Тибета. Куда все это ставить?

    Рассказывал он, кстати, занятную историю из молодости, которую можно использовать в рассказе:

    Сидел он с приятелем в кафе. Тот пьян в дым. Вдруг входят и садятся напротив два человека - вылитые близнецы. Меркуров решил воспользоваться этим, чтобы уговорить приятеля больше не пить.

 

    - Хватит тебе, ты пьян.

 

    - Кто? Я? Ничуть!

 

    - Ну я тебе докажу. Сколько сидит человек напротив?

    Тот посмотрел.

 

    - Конечно, один!

 

    Концовка сцены была очень комичной.

Дата публікації 01.06.2015 в 14:13

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: