Страшилка для пацанов - санпропускники
Бичом военных и послевоенных лет была высокая завшивленность населения. Для борьбы с ней придумали санитарные пропускники ("санпропускники"). Они чаще всего организовывались при банях или имели собственные душевые установки. И тут же находилась дезинфекционная камера. Посетители обязаны были перед помывкой сдавать все вещи и белье для обработки. При высокой температуре в этих камерах "прожаривали" вещи и этим убивали вшей и их яйца (гниды). После купания люди получали свои вещи обратно, но уже очищенные от паразитов. Если человек не проходил "заведение" и не представлял справку об этом, ему, например, не продавали билет на поезд. Те, кто жили в общежитиях, это были студенты, рабочие, семейные, тоже должны были проходить периодически через санпропускник.
Но основная масса людей не попадала в это "богоугодное" заведение. Ходили нередко грязные и завшивленные. Купались, если была возможность, в основном, дома, в тазике, экономя воду. В Кзыл-Орде действовали две небольшие бани. За годы войны я не помню, чтобы наша семья ходила туда. На это денег не было. Кроме того, там было грязно, нередко люди воровали вещи, да и вшей там подцепить тоже запросто было. И мы купались горячей водой, которую грели на печке, дома, в тазиках. Воду носили ведрами из колодца, дров тоже было мало, поэтому мылись экономно. А я помню, что мудрое слово "санпропускник" на многих, особенно на нас, наводило непонятный страх. Почему-то казалось, попадешь туда и тебя вместе с одеждой в ту камеру-жаровню сунут.
Еще сохранилось в памяти тех лет: в городе была большая тифозная больница. Попасть туда было "легко", а вот назад почему-то многие не возвращались. После войны на кладбищах города осталось очень много безымянных могилок.
Мыло было в большом дефиците. Применяли древесную золу для мытья грязной посуды и белья. Редкой удачей было хозяйственное мыло - это были большие черные или темно-коричневые бруски, его "варили" на местном заводике из отходов скотобойни. Оно содержало много щелочи. Это мыло можно было купить только на базаре и стоило оно дорого, далеко не всем по карману. Туалетного мыла во время войны я, кажется, вообще не видел. Руки мы чаще всего мыли просто водой или, в лучшем случае, хозяйственным мылом местного производства. Но если учесть, что воду надо было таскать ведрами из совсем не близкого колодца, то и вода всегда была в дефиците.