ОПЕРАЦИЯ "ШАР-ПИЛОТ"
Главным и самым высоким зданием на каждом аэродроме является КДП -- командно-диспетчерский пункт. Было такое здание и на Вернойхенском аэродроме. Оно имело несколько этажей. В его помещениях располагались авиационно-диспетчерская и метеослужбы, парашютный класс, узел связи и прочее другое разное. Кроме того на КДП имелась большая комната или зал, в котором экипажам самолетов ставилась задача на предстоящие полеты и где они могли отдохнуть между вылетами. А на крыше здания в просторном помещении со стеклянными стенами располагался пункт непосредственного управления полетами, который летчики между собой называли «вышкой» или «голубятней»…
Когда нам удавалось незамеченными пробраться к КДП, то мы, притаившись в густых кустах неподалеку от него, терпеливо ждали, когда поблизости появится кто-нибудь из знакомых офицеров. И если дожидались, то просили его помочь нам достать шар-пилоты. С их помощью метеорологи измеряли направление и скорость ветра на разных высотах. Они выпускали надутый водородом шар в свободный полет и наблюдали за его перемещениями с помощью специального оптического прибора на треноге до тех пор, пока шар не улетал далеко или не скрывался в облаках…
Еще не надутый, он был похож на обычные воздушные шарики, только имел черный цвет и длину, как две наши ладони. В надутом состоянии шар получался огромный, не меньше метра в диаметре. Помню, мы в сумрачном коридоре КДП ждем, когда нам вынесут выпрошенные шары. Изо всех дверей доносится многоголосое жужжание, писк и довольно громкий стрекот, издаваемые различной работающей аппаратурой. Иногда на них накладывались голоса переговаривающихся по радио летчиков… А потом гремит наше дружное «спасибо» и мы, счастливые, каждый со своим шариком, бежим к выходу. Но надуть такой шар – ба-а-льшое нужно время…