И ЕЩЕ О КАЧЕСТВЕ…
На схеме Вернойхенского гарнизона начала 70-х годов пунктирной линией показан маршрут его патрулирования. Часть маршрута, которая идет от юго-восточной окраины жилого городка вверх к северу и далее, проходит по пешеходной дорожке, свидетелем строительства которой я был в далеком 1955 или 1956 году… Для меня, семилетнего мальчишки, это был наглядный урок немецкой старательности и добросовестного отношения к делу, который запомнился на всю жизнь и в какой-то мере сделал меня, в этом отношении, «немцем». Именно этот урок в практическом плане стал определяющим в моем отношении к любому делу, за которое мне приходилось браться самому или которое мне поручалось.
А происходило это так. Однажды на пустыре за нашими домами появились два немца – пожилой и молодой. Мы с любопытством наблюдали за их действиями, пытаясь понять, что они затевают. Увидев, как мастера размечают с помощью шнуров и колышков трассу, догадались, что здесь будет прокладываться дорожка. Очевидно для этой цели командование гарнизона, через местное немецкое руководство, решило пригласить хороших специалистов. Хотя, если честно, с трудом верится, что среди немцев могут быть специалисты нехорошие. Мои друзья скоро потеряли интерес к происходящему и в этом месте появлялись редко. Мне же было интересно смотреть, как рождается эта самая дорожка и как продвигается рабочий процесс. Тем более, что наш дом стоял буквально в сорока метрах от того места, откуда начинались работы…
После окончания разметки трассы рабочие начали снимать дерн и тщательно выравнивать ложе. Затем дно дорожки устилалось слоем песка и поверх его – щебенкой. Потом все утрамбовывалось ручным тяжелым катком. После этого из очень ровных досок выкладывались границы бетонируемых площадей. Затем строго по рецепту готовился раствор и укладывался в обозначенное досками место. Потом с помощью длинной металлической планки верхняя часть будущей бетонной плиты тщательно выравнивалась и посыпалась опилками… Когда бетон застывал, доски осторожно вынимались, щель между плитами заливалась гудроном, и все повторялось сначала…
Немцы работали спокойно, неторопливо, без суеты, и без традиционных русских перекуров. Один раз в течение рабочего дня они делали небольшой перерыв на обед, перекусывая принесенными из дома бутербродами и запивая их горячим кофе из термоса. Свою работу они делали с поразительной аккуратностью. После окончания рабочего дня нигде не было видно следов рассыпанного песка, цемента или щебня… И почему-то подумалось, что дорожка сможет прослужить аж тысячу лет… Мне нравилась работа этих немцев… Мне очень нравилось их отношение к работе и их аккуратность во всем… И всю жизнь, во всех своих делах, я старался им подражать… И искренне расстраивался о малом числе своих единомышленников на эту тему…