авторів

1640
 

події

229431
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » vuhan » Главный герой - любовь - 19

Главный герой - любовь - 19

03.03.2019
Цхалтубо, --, Грузия

                2-я Ч А С Т Ь   Он и Они

 

 Если бы его спросили,  стоило ли начинать эту девятилетнюю эпопею,  он,  вздохнув и чуть подумав,  ответил бы:"да".  Вздох - сожаление,  а запинка в "подумать" из-за того,  что уж слишком много огорчений ему пришлось испытать,  да и здоровье с течением лет не улучшается,  ведь сейчас им на двоих было бы за сто двадцать.  И к чему это любовь с людьми случается,  тем более со зрелыми,  как эта волшебница мир преобразует,  да и нужна ли она,  если субекты исчезают после периода увядания,  какую энергию нужно приложить,  чтобы период этот продлить? И кому нужны эти чужие,  часто суетные переживания,  никто не живёт с чужого опыта,  а если кто и пытается,  то в других условиях результат,  увы,  не похож на ожидаемый.

 

Он отдыхал в задумчивости,  будучи на курорте в Грузии.  Возле него присели женщина и её 12-ти летний сын,  Ваня,  который вдруг задал ему вопрос: в чём смысл жизни человека,  для чего стоит жить? Ага,  раз ищет,  значит не только созрел для серьёзной беседы,  но и смелости набрался такие вопросы задавать незнакомому дядьке,  у него,  видно,  отца нет.  Ответ "чтобы любовь узнать" его разочаровал,  судя по выражению лица,  видимо Ваня ждал чего-то героического,  скажем "для народного счастья".  Но в продолжении их беседы в беседке он услышал определение "счастье" и "народ" как у Иммануила Канта в книжке "Что такое человек" написано,  мальчик призадумался.  И неожиданно спросил: а Ленин был добрым или злым вождём? И получил ответ: гениальным вождём и злым человеком.  Хотя в жизни добро и зло меняются местами касательно одного и того же события,  смотря кто комментирует,  рамок какой доктрины придерживается комментатор.  Например,  Шарлотта Кордэ,  заколов Марата,  сделала доброе дело для Франции,  избавив десятки граждан от гильотины (и сама под неё попала).  Но само убийство это несомненное зло.  Поник Ваня головой,  не понял...  А любовь убивать может,  и воскрешать может,  у неё куча оттенков...  Только одна ипостась ей неведома: безразличие.  И он сообщил Ване истину: нельзя человека использовать как средство,  а только как цель.  Это правило поможет тебе отличить твои злые поступки от добрых,  а судить других права ты не имеешь,  ибо никогда до настоящей причины не докопаешься.  И если видишь,  что на твоих глазах цель в средство превращается,  держись подальше от таких людей.  Сидевшая рядом ванина мать натужно хихикала,  пыталась что-то про зиккурат в мавзолее Ленина вставить,  но урок был окончен,  он встал и отправился принимать радоновую ванну.

 

После процедуры он вспомнил о чем размышлял до внепланового диалога с мальчиком - конечно,  о своих переживаниях.  Все эти мучившие его ответы  с вопросами,  игра в пинг-понг,  были направлены на укрепление её точки зрения.  Согласившись на последнюю встречу,  она желала только высказать накопившийся негатив и похвалить себя,  свою честность по отношении к нему: мол,  захотела б,  тебя из дома выставила бы,  а он не раз предлагал "зайти в квартиру хозяйкой".  И для этого надо брак заключать,  чтобы хозяина выставить? А где твои чувства,  женщина? Ведь они же были у тебя,  были!  И теперь ей надо памятник поставить за то,  что не использовала его до конца,  в своих интересах? И теперь она уговаривает себя,  что теперяшняя ситуация не нисходящая волна спада отношений,  а плановое и окончательно отрицательное решение о прекращении с ним любых отношений? А он должен выслушивать обвинительный приговор,  высказанный металлом голоса,  не знающего сомнений.  ... Остались только стихи,  нерукотворный памятник их отношений,  их накопилось больше 50,  но две трети из них написаны в убийственном миноре.  Его вздохи стихов,  обращённые ко времени,  повисали в прозаическом безмолвии,  почти не находя отклика,  не то что понимания.  Только безразличная бумага приняла их в свои распахнутые объятия.  Они сухо попрощались.  Каждый вернулся в свою,  отдельную жизнь...

 

Изумительный,  спокойнейший вечер.  Тишайшим он его назвать никак не мог,  ибо тишину разрывали трели соловья,  вскоре справедливо переименнованого им в зяблика - тот сидел прямо над головой,  демонстрируя свою розовую грудку,  а в соседней усадьбе молодой грузин развлекал молодуху бренчаньем национальных мотивов на  пандуре - это изумительно сочеталось с декорациями Цхалтубо,  фон закатного неба был отличной сценой всех артистов,  и он был благодарным зрителем,  слушателем,  а значит и соучастником ансамбля.  Грузинский мелос погрузил невольно его память в 1961,  когда,  будучи в Одессе,  он пошёл на документальный фильм о только прошедшем феноменальном мировом турне грузинского ансамбля танца,  как он,  пацан,  захотел воочию увидеть этих плавно плывущих по сцене красавиц в белом и парней с усами,  папахами с галунами и кинжалами в мягких кожаных сапогах,  ичигах!  Сказать,  что он влюбился в них,  было невозможно за неимением опыта столь сильных чувств,  но когда на следующее лето отец получил долгожданную путёвку в Цхалтубо подлечить суставы и взял  его с собой,  он был восхищён: прочитали его заветное желание: он увидит живых грузин,  в Грузии!   Увы,  его,  11-ти летнего,  ждало разочарование: в ансамбль-то брали подходящих,  а на залитых светом улицах курорта такой концентрации красоты он не увидел.  Зато запомнил огромный парк с благоухающими магнолиями,  сталактитовую пещеру,  окаменевшие следы Настоящих Динозавров и чудесно пахнувшую,  острую солянку из трёх сортов мяса.  Более 50 лет помнить вкус  Блюда - видимо,  оно того стоило! . .

 

Вот он снова по дороге в Цхалтубо,  уже свои суставы подлечить,  смотрит из окна автобуса,  мчащего из Тбилиси на запад.  На фоне дальних,  заснеженных вершин Кавказа мельтешат прямоугольники яркой зелени, белые поля ромашек,  пашни,  а то и лоскуты,  густо забрызганные алой кровью маков.  Это отрезвляло его и мгновенно возвращало к  теперяшней судьбе,  окрашенной болью от внезапно ушедшей от него любимой уже 9 лет женщины.  Временами она отвечала ему взаимностью.  С одной стороны,  было не много общего в их взглядах на жизнь,  роль мужчины и женщины в ней,  общих интересах,  с другой,  он любил её,  считая подарком небес встречу с нею и всегда считал,  как и художник Марк Шагал,  что любовь - это единственная краска,  делающая холст жизни достойным внимания.  Безразличный земной шар цепляет,  вращаясь,  своей атмосферой судьбы людей,  тащит их за собой до неведомой точки и сбрасывает в небытие,  чтобы подхватить ждущих очереди счастливцев,  и никак эту землю не беспокоит судьба живущих,  в отличие от самих субъектов,  ещё как озабоченных настоящей минутой,  в поисках счастья пускающихся во все тяжкие.  И всегда нет времени прислушаться к трелям певчих птиц,  а то и к внезапным петухам,  пытающихся то ли облагородить,  то ли спугнуть тишину и благодать,  которые одни только и дают право симбиозу душевного спокойствия и яркой тишины вокруг.

 

                Кумир Кумирыч, отпусти меня!

                Вассал Вассалыч хочет подышать,

                восторг на вольный воздух поменять...

                Тащить Все Годы - разве я ишак?

                Коленнопреклонённо я прошу

                мой зАмок на замОк не запирать -

                я взглядом сбоку презабавный шут,

                а изнутри - штурмующая рать,

                и сдамся,  лишь собою взятый в плен,

                приказ собственноручный нарушая...

                Кумир Кумирыч,  мой утрачен лэн,

                прощай, я ухожу на поиск рая.    

 

Отчего его изгнали после свадьбы её сына,  он не понял.  Нет ничего глупее выяснять,  почему она его не любит.  А тут не просто НЕ,  а видеть его не хочет возле себя!  Будет названа самая дурацкая причина,  например,  купил ЕЙ самый дешёвый йогурт,  а принесённый вслед другой - не тот,  что ей нравится,  пусть и самый дорогой,  на предложение спуститься в супермаркет и купить тот самый,  её любимый - отказ и обвинение: вот так ты меня ценишь,  и это всё,  что ты можешь мне предложить? Да скажи что угодно - последует очередная причина афронта,  о которой она ещё не знает,  но обязательно последует.  Любой матч такого сорта будет проигран по определению ибо настроение у неё между пиковым и трефным сведут на нет все его усилия,  ибо он и никто другой - причина,  чурбан,  который легко изрубить палашом недовольства,  эдакая разновидность истерики в театре одного актёра,  ни на что не годного.  Когда тебя выгоняют,  самое лучшее - уйти.

 

                Речёвкой вечер потрошил сознанье,

                пот харакирил,  увлажняя дух,

                залил виденье,  упражняясь вслух,

                мороженное таяло в кармане.

 

                Рубашка наизнанку апельсином

                мираж впитала,  газировкой став

                с глазами.  Запечатала уста

                не поцелуем,  паузой сверхдлинной.

 

                Теория и годы извинений,

                щелчок замка и слов негромкий кнут

                лишь одному.  Соседи не поймут,

                родители состарятся от лени

 

                хоть как-то встрять.  Пал занавес.  Здоровье

                одерживает над желаньем верх,

                всё шито-крыто на виду у всех,

                изгнанье обойдётся малой кровью.

 

                Держал речь вечер странной газировкой,

                рубашка и штаны накрыли крюк,

                закончились морковь-свекровь не вдруг,

                за остальных свидетелей неловко.

 

                Слова убили.  Что же? Волком зимним

                добычу видел умный зверь без чувств.

                Наружу!  Пара комнат,  дверь.  Я мчусь:

                дыханье сбито жизнью.  Июньский иней.

 

     Он прислушался к трелям зяблика,  которому ничто не мешало выражать его весеннюю сущность,  ибо по другому птичка не умела,  и для этой цели была создана.

Человеческие чувства ему неведомы,  он точно знал,  для чего поёт: просто весна.  Остальное для зяблика не имеет значение.  Зато пением своим настроение человека

 может изменить,  благостным сделать,  от дум тяжких отвлечь...

 

А события жизни текли своим чередом.  Он пробивал проект второго этажа,  согласовывал детали с архитектором,  но,  так как предполагалось,  что там будет жить и она,  невозможно было не связаться именно с ней - для уточнения деталей,  чтобы(а вдруг всё же выгорит совместная жизнь?)не будет повода ей сказать: я бы хотела не так,  ты со мной не посоветовался.  Слово за словом по телефону,  встреча за встречей - и через пять месяцев отношения не просто возобновились,  а стали ближе некуда,  она вдруг САМА призналась ему в любви!  Вот,  достучался до её сердечка - и йогурты уже такие,  как надо,  и картошка правильная,  и персики чудесно пахнут,  и цветы в вазе ровно те самые,  её любимые.  Жизнь-то не простая тягомотина,  она - удалась!  О чём же ещё можно мечтать? Забыто совсем недавнее изгнание после свадьбы сына,  и не было размолвок на литературном поприще.  Отчего все эти дурацкие недоразумения вообще возникли,  или возраст переходный виноват? Тогда для чего голова человеку,  если он с ней не хочет дружить? По любому,  огонь едва теплившейся его свечи взвился ярким пламенем и показал в мире бездорожья единственную тропу,  которой он пойдёт не один твёрдой поступью любимого и любящего человека.

 

             Взлохмаченный сон пригласил судьбу чудом на вальс.

             Узнав,  не поверил: два года ждал знак майский шанс!

             Кружащихся пристально небо следило в окно:

             из горечи жизни Там делают сладким вино.

 

             Усталое сердце,  на ощупь рубец на рубцах,

             сидит тихо жизнь на цепи под названием"страх",

             вдруг  радость прибоем улыбки,  и кровь горяча.

             пульсирует возраст, очки сняв и тяжесть с плеча.

 

             Кружится упряжка сплетением кардиограмм,

             что мненье прохожих,  где царствуют шум или гам?

             Впряглась в пару радость,  мчит тройка,  не зная кнута,

             дорога указана с неба,  в ней главное – ТА!

 

            Слова,  седины нити – пусть,  говорят,  серебро.

            Не зря в сон пришла тайна всех тайн – Адама ребро,

            Кто знает путь катящих вод на земле,  кем он дан?

            Теплеет река Селенга,  рядом с ней Иордан.

 

            Сплели сон с мечтой под кружение кОсу в канат,

            от пристани "Радость" отчалил кораблик утрат...

            Замочек улыбки союзом навеки чреват -

           пускай же лоза принесёт,  расцветя,  виноград...

 

 

Он купил машину,  чтобы она могла ездить в Кирьят Гат,  где был её частный русскоязычный детский сад.  Почему там,  у чёрта на рогах,  в 60 километрах от дома? Ответ покажется странным: чтобы трудоустроить сноху,  жену брата-двойняшки,  с которым она вместе и прилетела в Израиль.  Это была его не первая жена,  родила ему сына,  и пока он был маленьким,  сделала доброе дело,  устроила к себе на работу,  так что золовка стала руководить снохой - всем всё нравилось...  Конечно,  кататься на своей машине,  не связываясь с автобусами,  удобно,  он проездил с ней целый месяц,  пока не был освоен маршрут досконально,  до такой степени,  что она возила туда без опаски и отца,  и сына.  Однажды рано поутру именно в таком составе "Мазда" выехала "на работу",  но внезапный звонок вскоре поднял его с постели...

- У нас ДТП,  все живы,  у отца и сына ушибы,  у меня что-то с пальцем...

- Где вы находитесь и вызвали ли "Скорую"?

- Да,  сын вызвал,  они уже едут.  А где мы - не знаю точно,  ну,  на дороге.  Мы все в шоке!  На пустом шоссе этот мудак остановился поперёк,  ну я его и торцанула!

- Когда вас привезут,  тут же позвони,  куда вас доставили - я тут же приеду.  Травмы оказались относительно несложными,  у отца - перелом ребра,  у неё перелом пальца,  у сына - ушибы,  все были пристёгнуты,  а вот машина...  Как написал оценщик потом -"подлежит списанию".  И списали,  все участники автоаварии получили по страховке компенсацию.  А вот ездить туда больше не пришлось: сноха внезапно открыла свой детсад,  забрала туда контингент золовки - та и охнуть не успела!  Что и говорить,  содержать пустой садик за тридевять земель было делом,  скажем прямо,  убыточным.  Связь со снохой автоматически оборвалась,  её родители больше в кирьят Гат не ездили - сотрудница ещё и адрес проживания поменяла: где хотите,  там и ищите.  Ужас состоял в том,  что муж её поддержал во всём,  а сестру даже не предупредил о предстоящих переменах,  хотя,  вне сомнения,  знал о них.  Из всей этой катавасии потом найдётся всего один виноватый во всём человек.

- Я никогда тебе не прощу,  что ты не примчался к месту аварии,  не поддержал меня в шоковом состоянии!  Что ты оправдываешься "... Я не знал,  куда,  где это случилось".  Ты был просто обязан меня искать!  Вот так ты ко мне относишься - безразлично.  Ты меня никогда не ценил! . .

Возражать и переубеждать смысла не было никакого,  он это знал давно,  да и скажет она это ему уже при окончательном расставании,  бросив в лицо весь букет неотразимых претензий,  с размаху.  Решила: не люблю - и делу конец.  Исчезни! . .

 

              Пустой байкальский взор,  тщета рассчётов,

              примкнутый штык готовых резать губ,

              грим радости исчез,  язык не  груб,

              Что спрашивать - ответ известен.  Кто ты?

 

              Цветная память в чёрнобелом спектре,

              щетиной колет запах сбритых чувств,

              читаю вздор недавно милых уст,

              прошедший мимо поцелуем ветра.

 

              Притвор качели загодя разрушен.

              Ворота слуха не пропустят гол.

              Ты тет-а-тет - один,  совсем не ноль...

              Когда нет чувства,  их эрзац не нужен.

 

              Скользка беседа,  шаг - паденья звон,

              взгляд зимний,  полыньёй готовой губит.

              Напротив - орган с именем "Не Любит".

              Дела - подсказка! - фирменный резон.

 

После начала совместной жизни начинаются притирка характеров к бытовым проблемам,  или трудности совместного сосуществования - как кому нравится.  Она решила: всё внутри - как она считает нужным,  а его заботы - внешнее обеспечение.  Уют,  обстановка,  аура,  готовка еды - она,  доставка продуктов,  защита со всех сторон,  отдых,  машина - на нём.  Но оставалось пространство общения,  где компромис означал мир в голове обоих с доброй улыбкой на лице и открытым сердцем,  откликающимся на любую запятую судьбы второго.  Быстро выяснилоась разница в уровне общей культурной подготовк,  что осложняло адекватное общение и вызывало раздражение от непонимания простых,  как одной из сторон казалось,  вещей.  Скажем,  ей очень хотелось танцевать,  а он это воспринимал как излишнюю забаву,  хотя и согласился ходить с ней в танцевальный кружок.  В то же время его увлечение изяшной словесностью,  сочинение им стихов и рассказов,  не вызывало в её сознании понимание его исключительности.  Если рассказы она как-то воспринимала,  то в поэзии дальше Асадова она продвинуться не смогла,  зармфмованные сентенции - куда ни шло,  но вот о структуре или признаках поэзии в стихах говорить с ней было невозможно.  С другой стороны,  танцы на льду,  прочие телешоу,  вроде соревнования "Голос",  его особо не трогали ,  привычки и пожелания  разных развлечений и просто хобби не подводились к общему знаменателю,  что снижало,  как ему казалось,  планку общей духовности,  превращая свободное время просто в убийство времени.  Проживание в разных (пока! ) квартирах лишь оттягивало назревающий конфликт,  и,  хотя общение по интернету и телефону не прерывалось,  его попытка объясниться вызвало её бурную реакцию: она обиделась...  Да так,  что предложила расстаться,  написав резкое письмо,  в ответ на его,  как она считала,  необоснованные инсинуации в её адрес.  Вышла переписка.

 

 "Ответила? уже плюс: диалог.  Первое,  чему учат прихологи в конфликте - разговаривать.  И ты сама говорила,  что я "не говорил с жёнами" - оттого и расстались. (это не так,  не всё от меня зависило - спроси у дочек,  коли хочешь).  Но если ты "надеялась,  что все не сон" - а это уже про меня, почему ничего не делаешь для его осуществления? Получается циничное использование моих чувств - это более,  чем противно моему понятию о женщине,  которой я перестал нравиться!  Просто "Кобелём",  как ты выразилась,  я быть не согласен,  ибо ещё и человек.  А формула "молчание-это все,  что у меня есть,  этому я научилась... "-годится для машиниста паровоза,  военного,  рабочего - всех,  кто тебя обижал словами и делами,  но не для меня.  Если ты твёрдо решила,  что я тебе не пара - расстанемся.  А вот предложение "за 2 года ты так меня и не узнал"- явная недооценка моего интеллекта.  Ты меня травмируешь,  мне - больно! . . Надо встретиться и поговорить. "

Дата публікації 30.06.2020 в 05:00

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: