авторів

1427
 

події

194062
Реєстрація Забули пароль?

Родные - 10

12.02.1942
Киев, Киевская, Украина

О родителях Доры Акимовны — Сыркиных, я практически ничего не знаю, поскольку вся ее семья так и осталась в Австро-Венгрии. По-видимому, это была одна из очень богатых и интеллигентных еврейских семей в Вене. Об интеллигентности можно судить по тому, что дядюшкой Доры Акимовны был известный композитор, пианист и педагог Карл Черни. Франц Лист, учившийся у Черни, не только часто играл в их доме, но по семейным рассказам, ему нравилась игра Доры Акимовны. Ее родители и братья были посессорами — то есть реальными владельцами формально принадлежавших кому-то другому больших поместий, в том числе в австро-венгерском Закарпатье. Об их состоянии можно судить по рассказам об их выезде непременно шестерней цугом. В России такая упряжка была привилегией государя, даже великие князья могли пользоваться только упряжкой из четырех лошадей. В Австро-Венгрии не было подобных ограничений, но легко представить себе, что упряжка из шести тщательно подобранных по масти и красоте лошадей, впряженных одна за другой перед каретой была, конечно, замечательно красивым, но и очень дорогим видом езды.

Все самые красивые вещи в нашем доме были из приданного Доры Акимовны, но уцелел после конфискаций и обысков у меня самого, по-моему, только ее портрет, знаменитые прижизненные портреты Моцарта и Сальери, большая сердоликовая печать одного из ее братьев, ее именная кружка и ампирные бронзовые подсвечники. Аарон Давидович получил в качестве приданого еще и деньги на постройку пивного завода, строительство которого поручил своему приятелю по Технологическому институту, но крыша здания обвалилась и все оборудование погибло перед самым открытием.

Молодые поселились в Киеве, вскоре пошли дети и Дора Акимовна навсегда осталась оторвана от привычного для нее венского мира. Моя бабушка Елизавета Константиновна, однажды мельком вспоминая родителей мужа, сказала мне: «Есть евреи, а есть жиды». Так, ни в малейшей степени не будучи антисемиткой, до самой смерти будучи не только влюблена, но и глубоко уважая мужа (я вырос среди фотографий деда), она определяла отличия между отцом и матерью мужа, но на самом деле — шире, между интеллигенцией Вены и Бердичева. При этом бабушка была, конечно, неправа, поскольку как раз в нашей семье наиболее известным европейским, да и не только европейским деятелем культуры, был Александр Санин, происходивший из бердичевской ветви.

Тем не менее, думаю, что Доре Акимовне было очень тяжело и одиноко в провинциальном (особенно в еврейской своей части, хотя на прадеда, как имевшего высшее образование, не распространялись ограничения «черты оседлости») Киеве — Егупце, как называл его Шолом-Алейхем — вдали от венской музыки, театров, картин. Может быть, именно поэтому ни один из ее детей, вступая в брак, не остался иудеем. Дети Перевозниковых не женились на православных, по-видимому, по другим причинам — от абсолютной открытости русского мира всему непохожему, взаимодополняющему, любопытному.

Дата публікації 13.05.2020 в 17:17

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: