Байрон, а не другой
Рауза Фатыховна Усманова, которую друзья звали Роза, а мы, дети, исключительно тетя Роза, так как она татарка и требовала уважительного отношения к себе даже в мелочах. Она оставалась последней из близких маминых подруг-однокурсниц, но в 2014 году и она ушла. На 91-м году жизни, у себя в Казани.
Фото 1947 года. Тетя Роза (я не могу называть ее иначе) - совсем молодая, красивая женщина. Но она так и осталась старой девой. Вроде бы, с соответствующим характером, но...
При посторонних людях и при своей племяннице Асе, которую и она, и ее мама тщательно оберегали от всех соблазнов и которой даже кофе пить не разрешали (в том числе вроде бы из тех соображений, чтобы на девочку не тратился драгоценный дефицитный продукт), тетя Роза демонстрировала чопорность поистине викторианскую, тем более, что всю жизнь занималась английским театром и литературой.
Но в более узком кругу, в который по достижении совершеннолетия был включен и я, тетя Роза вела себя несколько иначе. Могла и водочки выпить, и посмеяться над скабрезным анекдотом, хотя сама их не рассказывала и никогда не материлась - пожалуй, единственная из всех маминых близких подруг.
Тетя Роза специализировалась на Байроне, хотела писать диссертацию по нему, но ей не разрешили, тем не менее она не бросила тему, писала о Байроне статьи, брошюры и предисловие к собранию сочинений, выпущенное издательством "Правда" - последнее предприятие состоялось при активном мамином содействии, так как журнал "Огонек" тоже был частью издательства "Правда".
Тетя Роза очень хорошо знала английскую литературу и театр, была ученицей, причем любимой ученицей Александра Абрамовича Аникста, знаменитого шекспироведа, она же познакомила меня с ним, да и вообще помогала мне в освоении театроведческой профессии. И сыграла немаловажную роль в моей судьбе, огромное ей спасибо, но это отдельная тема.
Мы с ней время от времени спорили. Тетя Роза была татарка, совсем не религиозная, не соблюдавшая халяльных норм в питании, как и все ее родственники, которых я знал, однако кое в чем ее тюркские корни неожиданно проявлялись. Так, тетя Роза всецело поддерживала Байрона в его негативной оценке полководца Суворова, ярко выраженной в поэме "Дон Жуан", и называла Русско-Турецкие войны "захватническими". Я категорически не мог с этим согласиться и давал патриотический отпор.
Ну что ж, у каждого, даже самого умного человека, бывают свои предубеждения.