- Дежурного гинеколога срочно в приемный покой!
Я вздохнула. Хорошо еще, что днем, когда все силы на месте: и лаборатория, и узкие специалисты. Вообще-то мы привыкли, что отдают такие краткие команды, времени рассусоливать обычно при нашей профессии нет. И сама, бывало, находясь по сан-авиации где-то там, куда Макар телят не гонял, коротко рявкала в трубку:
- Ташкент? Кровь!
Передадут куда надо и сколько есть донорской крови, пришлют.
Я понеслась в приемный покой впереди собственного визга, ведь, если кровотечение, то 4 литра крови вытекут быстро, счет идет на минуты.
Прибегаю. Дежурный врач приемного покоя, молодой человек лет 27-28 , что-то спокойно пишет в историю болезни. Самый неприятный возраст врача: все-то они лучше всех знают и умеют.
- Где больная?
- На рентгене.
-?
- Сейчас привезут, вы нам внематочную исключите, больная без сознания.
- Вот же придурок. Так я и знала, слова цедит сквозь зубы, помощь ему не нужна, лишь исключить внематочную беременность.
Привозят больную. Заторможена, но в сознании, что-то бормочет. Я начинаю беситься. Это чему же его учили, если он не отличает "без сознания" от заторможенности?
- Во-первых, больная в сознании, во-вторых, внематочной тут нет, Вы не видите что ли, живот участвует в акте дыхания?
- Может вы ее все-таки обследуете, - говорит он язвительно, - а то прямо с порога диагноз ставите.
Конечно, обследую, но это потеря времени, а больная тяжелая.
Я наклоняюсь к больной. Чувствую сильный запах "гниющих яблок", ацетона. Рядом крутится практикантка. Я ей:
- Руки покажи!
Она обалдело показывает мне ладони, я их переворачиваю.
Вообще-то нам-медикам не положено иметь длинные ногти, лак на ногтях и тонны туши на ресницах, да черт их знает, этих практиканток. Маникюра нет, значит запах ацетона от больной. Глаза запавшие, кожа сухая, бормочет невнятно:
- Пить… Воды...
Я выпрямляюсь. Живот мягкий, в акте дыхания участвует равномерно.
- Эндокринологов вызывайте и не забудьте им сказать, чтоб поторопились: у больной гипергликемическая (диабетическая) кома.
- Это что же, Вы на взгляд диагноз ставите ? Не слишком ли самоуверенно? Вас просили исключить внематочную беременность, остальное - не Ваши заботы.
- Не на взгляд, а на нос, юноша! Я не буду с Вами терять времени в дискуссиях, больная тяжелая. Советую Вам поторопиться, и впредь не будьте столь самонадеянны.
Я демонстративно смотрю на часы и, потребовав историю болезни, отмечаю время обследования. Думаю, намек он понял. Ведь эндокринологи тоже отметят время, когда их пригласили.
Я ушла в отделение. А ближе к концу рабочего дня - звонок. Тот же юноша. Истерически кричит:
- Срочно в приемный покой!
Бегу. Да уж! Зрелище не для слабонервных. И тут не до дискуссий.
Свекровь везла в роддом женщину с начавшимися схватками на машине соседа. На полном ходу в них врезался самосвал. Погибли все сразу, кроме роженицы. Роды идут своим ходом, но женщина агонизирует. Тут и к бабке не ходи: перелом основания черепа, пульс нитевидный, давление уже не прослушивается. Дурак-то он дурак, но тут должен послушаться:
- В вену немедленно входите! Если это еще возможно. Вызывайте хирургов на венесекцию, вряд ли уже спавшиеся вены найдем. Вы что стоите, не понимаете по-русски? Двигайтесь!
Тут я добавила словцо не для печати, на букву "м", что его убедило.
В вену я успела войти. Роды были штурмовые, что нередко при кислородном голодании тканей. Да, и как потом выяснилось, они были девятыми. Нянечка наша оказалась соседкой несчастной роженицы, она и рассказала, что дома - 8 детей.
Я приняла роды. Сильно травмированного младенца спасти не удалось, да я, честно говоря, и не пробовала. Все пыталась оказать помощь матери, переливала струйно кровь, хотя и понимала, что это бесполезно.
Женщина скончалась через несколько минут. Все было кончено.
И тут ожил придурок. А был-то тише воды, ниже травы, крутился, мешался под ногами:
- Что же Вы ребенка спасти не пытаетесь?
- Стиснув зубы, я спросила:
- Живого от мертвого отличить никогда не пытались? У бедного мужика сегодня погибли мать и жена, 8 детей - сирот остались.
- А, кстати, что с той больной? Что в коме поступила? Не интересовались?
Он опустил голову.
- Вы были правы.
- Вы позволите, я хочу Вам кое-что посоветовать на правах старшего коллеги?. Не будьте столь самонадеяны, не считайте остальных старыми дураками. И сомневайтесь всегда, черт Вас возьми!