На фото Смысловский И.А. (справа вверху) в одной из ролей
В дальнейшем моя семейная жизнь видоизменилась. По просьбе матери, да и по своему скрытому желанию, я переехал на постоянное жительство к матери. В это время сестра моя Вера, до сей поры жившая с матерью, вышла замуж и переехала к мужу и маме, конечно, было одиноко. И таким образом я встал на самостоятельный образ жизни. Теперь меня никто не мог остановить, одернуть, упрекнуть в моем выборе дальнейшего пути.
Курсы я закончил, но продолжал работать в мастерской и начал подготовку к поступлению в театральную школу. Готовился, как теперь понимаю, не правильно. Но некому тогда было мне помочь и научить, как теперь помогают молодежи. А может, нет худа без добра и кривая вывезла?
Подал заявление в Московский Театральный техникум им. Луначарского. Помещался он на Сретенке. Директором его была интереснейшая и весьма эрудированная личность - Федор Алексеевич Фортунатов, бывший преподаватель психологии в бывшей частной женской гимназии Брюхоненко. Как выяснилось позже, у него училась моя старшая сестра Таня.
Вот час настал и я перед лицом экзаменационной комиссии во главе с Фортунатовым. Волновался я смертельно. Коленки дрожали и я инстинктивно их ухватывал руками. Этот жест вызвал в комиссии доброжелательный смешок, а затем последовал спокойный, я бы сказал, доброжелательный, вопрос Фортунатова:
«Уважаемый Игорь Смысловский, что вы хотели бы нам почитать?» «Апухтин. Сумасшедший»... Коленки не унимались. Почему коленки? - подумал я, - лучше бы билось сердце! А ну смелей - сказал я себе и взглянул прямо на Фортунатова.
Он был внимателен!... И я начал: - Садитесь! /пауза/ Я вам рад /пауза/, откиньте всякий страх и можете держать себя свободно.
Это неожиданное сиюминутное решение адресовать все Фортунатову меня спасло. И я продолжал уже спокойно, входя в образ сумасшедшего.
Затем я прочитал Пушкина - «Гусар» и понял, что прочел плохо, по школьному, и спросил: «можно я еще прочту басню?»
«Пожалуйста», улыбнувшись сказал Фортунатов. И тут в организме моем произошел переворот. Пан или пропал - зазвенело в моей голове! Крыло! Кот и повар! - самоуверенно объявил я.
Это единственное что было подготовлено. Самостоятельное и довольно свежее решение. Начал я со смеха, без слов, а затем продолжал со смехом от первого лица, рассказывая только что виденный мной эпизод. Басня, видимо, произвела положительное впечатление. Я был принят на испытательный семестр.
В этом техникуме был следующий распорядок: на испытательный семестр было принято 47 человек. Четыре месяца с нами занимались педагоги отрывками и этюдами по импровизации. После чего был просмотр и на первый курс приняли 16 человек. И началась моя актерская биография!
Систему Станиславского читал Фортунатов, а преподавателями по мастерству были Киселев - актер театра Сатиры, а впоследствии долгие годы чтец по радио во многих передачах.
Жаке, очень интересный человек французского происхождения, брат знаменитого в то время гомеопата. Позже Марочка работала под его режиссурой в передвижном театре. и наконец, Андрей Андреевич Ефремов. Он был у нас руководителем курса. Красавец мужчина, дочь его сейчас работает в городе Калинине /теперь Тверь. прим. автора/ в качестве главного режиссера. Говорят талантливая. Несколько лет назад министерство рекомендовало ее к нам в театр им. Гоголя, но Голубовский не пустил ее. А с ее папой у меня в бытность техникума как-то состоялся диалог:
- Смысловский, вы кем работаете? Электромонтажником по наглядным пособиям? Мой вам совет: не менять этой профессии, ибо не вижу для Вас благоприятных перспектив в театре.
-Спасибо. сказал я, - подумаю о Вашем совете.
А через много лет я встретился с ним на квартире у Симукова /я уже имел звание заслуженного/ и испытал минуты тщеславного удовлетворения. В техникуме же, после этого разговора, мне было очень неприятно с ним работать, и как говориться, закусив губу, я продолжал постигать искусство Мельпомены.
В техникуме по субботам и воскресеньям силами студентов давали публичные спектакли. Первое мое участие было в качестве осветителя, а первая роль - буфетчика Петрушки в спектакле «Горе от ума».
Но на стороне, благодаря инициативе некоторых студентов, мы давали платные спектакли в клубах. Из нашего техникума вышли такие актеры как: Маша Миронова, Андрей Абрикосов, Николай Дорохин, Михаил Сидоркин и другие. И мы с Володей Попрыкиным тоже не из последних.