Так мы проработали 2 недели и решили рассчитаться и идти до Амазара. Хозяин стал нас уговаривать:
-Я вам добавлю 20 копеек, на куб 2руб.80коп.
Но мы были неумолимы, хотя Никифор сказал хозяину:
-Мы останемся, если вы дадите плату 3 руб. за кубическую сажень.
-Нет, — ответил хозяин – мне тогда самому ничего не останется. Тогда мы начали сдавать свою работу.
Десятник все обмерил, пишет себе, а я себе. Он думал, что я малограмотный и решил нас обсчитать. Когда с Никифором пришли в контору, то десятник сказал:
-Я подсчитал 52 кубических саженей на 83руб.20коп.
На что я ответил:
-А по нашим подсчетам выходит 72 кубических. саженей на 115руб.20коп. Десятник стал выкручиваться: говорит, обождите, я пересмотрю, может быть что-то пропустил. Но Подойницын был серьезный:
-Вы ерунду не говорите и не крутите. А то я сейчас пойду к уряднику и пожалуюсь, что вы нас обсчитали.
-Да, я сейчас все пересмотрю и быстренько, — заторопился десятник. Пока он ходил, мы вышли и немного посидели во дворе. Прошел час, видим, идет хозяин, спрашивает нас:
-Ну что вы тут сидите, в чем дело?
Никифор все ему рассказал. Хозяин видит, что мы народ грамотный, деваться ему некуда, тогда он и сказал:
-Идите в контору, к бухгалтеру, подсчитайте забор продуктов, а я сейчас заставлю десятника, чтобы все выправил.
В бухгалтерии справили забор, сошелся правильно, выбрали мы продуктов на 65руб. На руки нам приходится на всю артель 50руб.20коп. Тут пришел хозяин и сдал бухгалтеру справку, что нами сработано на 115руб.20коп., и бухгалтер выдал нам тут же причитающие деньги в сумме 50руб.20коп.
Никифор любил выпить. Он не вытерпел и купил четверть водки, закуски. Только потом мы пошли в наш барак и рассказали артели, как и что было, как нас хотел обсчитать десятник.
-А теперь, — говорит Никифор, – думаю, что заработанные нами деньги не станем делить, а вот у кого они будут храниться давайте решим сообща.
Кто-то предложил, чтобы деньги были у меня, но я категорически отказался и предложил отдать их Екатерине Васильевой, как хозяйке. Остальные товарищи согласились со мной, и мы ей вручили 45 рублей с условием никому ничего не давать, а только брать продукты. Выпили четверть водки, попели песни и улеглись спать.