ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ МЫСЛИ? ПОЛНЫЙ АБЗАЦ
Помимо чисто компьютерных курсов, я брал уроки по лексике деловых писем и технических отчетов. Учили писать письма-обращения и письма-ответы, как позитивные так и негативные. Все это было на очень элементарном уровне, но принесло большую пользу. Моим главным открытием в этом курсе был абзац. Привыкши писать по-русски в режиме «вязаной шапочки» (т.е. петелька за петелькой, слово за слово, фраза за фразу), я вдруг осознал мощь структурированного текста. Если до сих я всегда думал одновременно с писанием и считал это нормальным, то сейчас вдруг стало ясно, что сначала надо привести мысли в порядок – и тогда уже писать. Я стал учиться думать о тексте и отделять мысли от слов.
Я впервые понял, что абзац – это важнейшая структурная единица текста. Один абзац – одна мысль. Абзац имеет свою структуру: первая фраза вводит в курс главной мысли абзаца, затем идет её описание и развитие, в конце формулируется вывод или переход к следующему абзацу. Так как в каждом абзаце должна быть только одна главная мысль, всегда можно составить по-абзацный план текста и, в идеале, с него и надо начинать. Этот по-абзацный план в принципе эквивалентен тексту, но слишком конспективен для читателя.
Размышляя о связи абзацной структуры с мыслями, я неожиданно пришел с другого конца к уже понятому ранее факту отдельности мыслей от слов. Ведь если мысли можно и даже нужно продумать до начала писания, значит эти мысли сделаны не из слов, а из другого материала. Но из какого? Позже, у меня был период, когда я всерьез увлекся интерпретацией процесса собственного мышления на основе платонизма. Я говорил себе, что идеи – это внешние по отношению ко мне предметы, которые я просто рассматриваю и перебираю. Поэтому, если появилась хорошая мысль, то это совсем не моя заслуга. Она где-то была, а я её просто увидел, наклонился и подобрал. Потом я перестал всерьез верить в эту модель, но ничего лучшего пока не нашел, за исключением возникшей уже при написании этих воспоминаний полу-оформившейся концепции мыследействий.