В 1958 году в Минске несколько дней проходила выездная сессия Академии Медицинских наук по вопросам эндокринологии, кардиологии и проч. (- терапия). И я имела возможность и удовольствие слушать таких знаменитостей советской медицинской науки как профессора Вовси, Тареев, Шеришевский и др. Это было и очень полезно, и интересно.
Кстати сказать профессор Вовси как раз из числа тех, кто был невинно репрессирован, подвергнут унижениям и истязаниям в процессе «дела врачей». После реабилитации ему пришлось протезировать всю верхнюю челюсть. Её золотосвечение при разговоре наводило на очень мрачные мысли – что пришлось пережить этому человеку! Представить, наверное, неыслимо.
А лектором он был прекрасным. Он обладал редкой, необыкновенной способностью формулировать мысль, строить речь так что каждая фраза мобилизовала внимание слушателя – содержательно, интересно и доходчиво. Я даже второй раз пошла слушать одну и ту же тему (на заседании разных, разумеется, секций) в его изложении. Ни слова пропустить не хотелось. Его книги тоже воспринимались очень хорошо, изложение – превосходное.
Меня поразил, однако, профессор Тареев. Автор такого хорошего учебника по терапии, лектором он был невыносимо труднослушаемым. Не позавидовала его студентам.
Эндокринологи Шерешевский (Москва) – тот самый, что консультировал меня в военном госпитале им. Бурденко в 1950, и Хавкин (Харьков) в своих выступлениях с кафедр сессии, изо всех сил пытаясь сохранить интеллигентность, довольно иронично (и даже не без доли ядовитости) пикировались по поводу несовпадения некоторых суждений в вопросах эндокринологии. В перерывах между заседаниями – чуть ли не демонстративно обменивались любезностями. А перед отъездом потребовали от администратора, чтобы билеты на поезд (а им нужно было ехать в одном поезде) были заказаны не только в разных купе, но в разных вагонах! Это даже стало притчей во языцех.
Вот так - бывает – строятся взаимоотношения между учёными, интеллигентными людьми.