authors

1569
 

events

220323
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Nikolay_Dobrolyubov » Дневники Николая Добролюбова - 58

Дневники Николая Добролюбова - 58

13.01.1857
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

13 января

Вчера вечером у Татаринова были гости. Между прочим -- какая-то дама, восхищающаяся Белинским и Искандером и ругающая грамматику. Потом был Бекетов В. Н.,[1] известный либеральностью по глупости цензор. Он рассказывал между прочим, как недавно получил из-за границы запрещенные книги. Шепнул знакомому советнику в таможне, и тот крикнул: "Каталоги..." Каталоги проходят без смотра... Делают и иначе... "Fables de Lafontaine", {"Басни Лафонтена" (франц.). -- Ред.} 200 экземпляров. Один экземпляр берется и просматривается слегка, потому что "Fables de Lafontaine" строго просматривать нечего. Остальные экземпляры проходят так, хотя на них только обертка "Fables", a иногда даже и того нет... На этот раз порадовался я злоупотреблениям, существующим в Российской империи, что со мной случается весьма редко. Бекетов объявил, между прочим, торжественно, что он не имеет убеждения, что нужно пропускать и чего не пропускать. "А сказано, говорит, мне, что нельзя печатать ничего -- вот хоть об этом калаче; я все, что будет о калаче, и вычеркиваю..." Отличный человек!.. Я преисполнился за эту выходку искренним уважением к его калмыцкой физиономии... Между прочим, Бекетов рассказал мне, сколько хлопот было из-за рецензии институтского акта в "Современнике".[2] К нему присылали, к Панаеву присылали, чтобы узнать автора статьи, и наконец свалили ее на Чернышевского и его успели даже очернить перед министром. Однако Ленц,[3] прочитавши статью у Бекетова в корректуре, просиял, как говорит Бекетов. Да и сам он, кажется, очень рад...

От Татариновых полетел я к восточным студентам,[4] где ожидала меня вторая книжка "Полярной звезды"... Трирогов, доставший ее где-то и с которым я в первый раз тут познакомился, очень милый и добрый человек, довольно, кажется, слабый характером и способный к увлечениям всякого рода, от природы, кажется, недалекий, но силящийся рассуждать серьезно и способный к внутреннему развитию. Не знаю, вообще ли он отличается особенной вежливостью или имел какие-нибудь особенные уважения к моей особе, но предупредительность его ко мне была просто изумительна. Другой из студентов, Кипиани,[5] отличающийся шапкой на голове, составляющейся из его собственных волос, должно быть сильная, но сдерживающая себя натура. Разумеется, я с ними толковал весьма мало, потому что передо мною был собеседник поинтереснее. С десяти часов начал я чтение и не прерывал его до пяти утра... Закрывши книгу, не скоро еще заснул я... Много тяжелых, грустных, но гордых мыслей бродило в голове...[6] В половине десятого я проснулся совершенно свежим и бодрым и, напившись чаю, поговоривши, полюбовавшись еще раз на портрет Искандера, который достали они же, я с сосредоточенной решимостью обрек себя на страдание за Амартолом и провел воскресенье у Срезневского... Там Тюрин[7] был, и на этот раз он показался мне несколько умнее обыкновенного. В честности его я давно уже не сомневаюсь. Между прочим, Срезневский щеголял своим прямодушием, то есть говорил, что "вот мы с вами, Александр Федорович, не умеем жить на свете, что все правдой идем", и пр. ... Срезневский любит говорить на эту тему. По этому поводу Тюрин сказал, между прочим, о своем разговоре с гр. <А. П.> Толстым, обер-прокурором синода. Тот говорил ему, что, по его мнению, освобождение крестьян теперь вредно и даже нелепо, потому что тогда, между прочим, число дел увеличится до невозможности. Тюрин возразил ему, что освобождение именно потому, между прочим, и необходимо, что оно должно показать нелепость нынешнего нашего судопроизводства и администрации. Толстой замолчал.



[1] Бекетов Владимир Николаевич (1809--1883) -- цензор, уволен в 1863 году за пропуск романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?".

[2] Добролюбов имеет в виду свою рецензию в No 8 "Современника" за 1856 год. Рецензия была напечатана без подписи (Добролюбов, в это время студент Главного педагогического института, должен был скрывать свое авторство) и в литературных кругах считалась принадлежащей Н. Г. Чернышевскому.

[3] Лещ Эмилий Христианович (1804--1865) -- видный физик, академик, профессор Главного педагогического института.

[4] То есть к студентам восточного факультета университета.

[5] Кипиани Давид Кайхосрович (ум. 1892) -- впоследствии видный грузинский общественный деятель и публицист, сотрудник прогрессивного журнала "Сакартвелос моамбе" ("Вестник Грузии"). См.: О. А. Лордкипанидзе. Русские революционные демократы в грузинской публицистике и критике. Тбилиси, "Заря Востока", 1959, стр. 17.

[6] Во второй книге "Полярной звезды на 1856 год" (в книге 270 стр.) напечатаны неизданные стихотворения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Вяземского ("Русский бог"), Ростопчиной ("Насильственный брак"), Ап. Григорьева, отрывки из "Былого и дум" Герцена, "Русские вопросы" Огарева, статьи Сазонова, Герцена (о смерти П. Чаадаева) и т. д.

[7] Тюрин Александр Федорович (1823--1872) -- брат жены Срезневского, пианист, композитор, собиратель народных песен, юрисконсульт синода.

15.09.2018 в 20:18

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: