Мое внимание привлекли громкие всхлипывания. В углу кабинета на корточках сидела Великая княжна Мария Николаевна. У Нее было такое же бледное, как и у Ее Матери, лицо. Она знала все! В эту минуту вошел Волков, этот верный слуга, и дрожащим голосом объявил, что обед подан. Государыня встала, пытаясь взять себя в руки... Я последовала за Ней. Она обернулась.
- А где Мари? - спросила Государыня.
Я вернулась в красную гостиную. Мария Николаевна по-прежнему сидела, скорчившись, в углу. Она была так юна, так беспомощна и обижена, что мне захотелось утешить Ее, как утешают малое дитя. Я опустилась рядом с Ней на колени, и Она склонила голову мне на плечо. Я поцеловала Ее заплаканное лицо.
- Душка моя, - проговорила я. - Не надо плакать. Своим горем Вы убьете Мама. Подумайте о Ней.
Услышав слова "Подумайте о Ней", Великая княжна вспомнила о Своем долге перед Родителями. Все и всегда должно отвечать Их интересам.
- Ах, Я совсем забыла, Лили. Конечно же, Я должна подумать о Мама, - ответила Мария Николаевна.
Мало-помалу рыдания утихли, к Ее Высочеству вернулось самообладание, и Она вместе со мной отправилась к Родительнице.
В тот вечер мы с Ее Величеством засиделись допоздна: перед этим Она, как всегда, навестила Великих княжон, стараясь при этом казаться внешне спокойной. Но, оставшись со мной наедине, Она дала волю Своим чувствам. Государыня сообщила мне, что Его Величество отрекся в пользу Цесаревича.
- Теперь Моего мальчика отберут у Меня, - убивалась Она. - Говорят, что будет назначен регент. Что же Мне делать?
Ее Величество вздрагивала от каждого шага, дрожала от одного только звука голоса... Ее неотступно преследовала одна мысль: в любой момент могут прийти чужие люди и отобрать у Нее Сына!
- Ваше Величество, ничего не будет предпринято до тех пор, пока не вернется Государь.
- Ну, конечно же, они не посмеют. А Он скоро к Нам приедет, - сказала Императрица.
Затем, верная своей самоотверженной натуре, Государыня решила повидать графа Бенкендорфа.
- Я должна успокоить его, вселить в него мужество. Могу Себе представить, каково ему приходится.
Беседа получилась волнующая... Не знаю, что именно произошло, но когда она вернулась, она плакала. "Бедный старик!" - повторяла Она как бы про себя.