2 мая. Лакноу. 30-го в 8 час. вечера я выехал из дак-бангалоу в Дельи. Быть может, мне никогда более не придется побывать в цветущих равнинах Пенжаба.
Я ехал всю ночь и на утро проснулся в пределах С. З. провинции. Картина, представившаяся глазам, совершенно отлична от виденного накануне: почва, растительность и типы -- все не то, не так красиво и смело, как в Пенжабе.
В 5 часов пополудни я приехал в Лакноу. Поздно вечером ездил кататься по городу. Но Лакноу поздно вечером скучен и мрачен.
Сегодня утром ездил смотреть на памятники бывшего величия аудских царей. Всё как-то пыльно и разваливается. Я был в Имамбарра, в крепости, проехал по базару.
2 мая. Когда читаешь историю возмущения сипаев или отчеты суда над последним представителем Великих Моголов, невольно выносишь убеждение, как мало англичане знали Индию в то время и, конечно, теперешние англичане знают страну еще менее
Живя отдельно от туземцев, они не предвидели, несмотря на ясные признаки, что кругом их готовится взрыв. И когда взрыв действительно состоялся, тогда только стали припоминаться разные мелочи, указывавшие ясно на то, что давно уже Калянэми был недоволен. Вот плоды этого разобщения. Оно существует в настоящее время в гораздо большей степени.