authors

1567
 

events

219883
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Aleksandr_Pystin » В Министерстве торговли - 1

В Министерстве торговли - 1

23.02.1968
Сыктывкар, Республика Коми, Россия

Серьезные разногласия с председателем правления в развитии кооперации и неоднократное приглашение министра Верещака сделали меня замминистром торговли. В феврале 1968 года Верещак представил меня аппарату и руководителям торговли, где и были поставлены задачи передо мной. Главными вопросами, чем я должен заниматься по городу и республике: организация современной торговли, расширение торговопроизводственной сети, новое строительство, развитие транспорта и т.д. Вплотную ознакомится с действующей сетью и порядками там возможно только тогда, когда сам лично увидишь, услышишь и, как говорят, пощупаешь. Сельскую и Лесурсовскую торговлю я знал хорошо. А вот УРСов нефти, газа, угля, желдороги и госторговли знал туманно. Поэтому надо было побывать там. Первые командировки в Воркуту, Инту, Ухту, Печору и личное знакомство с кадрами, торговой и складской сетью дали возможность определить у них положительное и отрицательное в организации торговли и обслуживания народа. В Воркуте т. Кочак (начальник УРСа) поразил меня перспективой развития, трудовой дисциплиной и хорошими отношениями с руководством « Воркутауголь» и его шахтами. Кочан поставил себя на уровень замначальника комбината и решал все вопросы по строительству, ремонту, реконструкции, транспорту, заводу и кадрам.
В Печоре т. Ким (нач. УРС Пурпо) Фактически замкнулся в себе и бился как рыба об лед, а начальник пароходства Пуртов фактически посмеивался над ним вместо помощи.
В Ухте т. Святкин без торгового образования (окончил заочно техникум шахтостроительный) фактически о торговле и не мыслил, а снабжал продовольствием и товарами как техснаб геологов, газовиков и нефтяников. Здесь торговлей не пахло вообще. Как-то вызвали в Минторг с докладом по общепиту т. Святкина. Он долго и невнятно говорил никому непонятные дела. Потом кто-то спросил у него: «Сколько же у вас процентов составляет собственная продукция столовых?» Он ответил: «Все собственное!» Потом в беседе только узнал я, что он не видит разницы между собственной продукцией и покупной в предприятиях общепита. Огромные убытки этого УРСа были связаны с тем, что УРС завозил воздушным транспортом все для геологов, буровых и другим за свой счёт, счёт УРСа. Тут никакие скидки не выдержат, особенно когда сбрасывали с самолёта или с вертолёта продукты для геологов.
После всех поездок по городам, конечно, приходилось докладывать в Обком и высказывать своё мнение о состоянии торговли, о руководстве и об их планах. К 70-м годам Коган вместе с комбинатом «Воркутауголь» и его шахтами в Воркуте, можно сказать, что сделал революцию: построил водочный завод, занял все нижние этажи домов под магазины, построил несколько ресторанов, десятки кулинарных магазинов, специализировал всю торговую сеть, большие складские площади, холодильник, тароремонтный цех, цех по изготовлению полуфабрикатов, откуда централизованно снабжались все предприятия общепита мясными, рыбными, овощными полуфабрикатами.
Когда с Минторговли РСФСР обследовали первые итоги «революции» Когана пришли к выводу, что тут надо провести всероссийское совещание-семинар по организации общественного питания. Пришлось же провести всесоюзное совещание-семинар по пищевой промышленности. Тут Коган развернулся так, что у многих глаза не верили, что это в Воркуте, притом, у Минпищепром было выставлено продукции пара десятков, а УРСа Воркутауголь более пятисот. Получилась выставка-продажа не продукции пищевой промышленности, а продукции общепита УРСа «Воркутауголь». Если у пищевиков было несколько сортов хлеба, булочных и бараночных изделий фактически на одном столе, то УРС занял весь дворец шахтеров, где булочных и кондитерских изделий заняло стену метров на 20, колбасных и копченостей целое помещение вместе с полуфабрикатами и кулинарией. На стендах УРСа были и водочные изделия, напитки десятка видов. Это было, конечно, ошеломляюще, неуступающе столичным. И главное все это было в продаже в кулинариях повседневно. На пять рублей и десятку были скомпонованы «тормозки» для шахтеров, что брали с собой в шахту на обед, где давалось в особой упаковочке: колбаса, сыры, бутерброды с маслом и т.д. Будучи в одной из шахт, где добывают уголь, разговаривал с шахтерами и все, как один, говорили добро об УРСе и особенно о Когане А.И.. Заслуги Когана в том, что он мыслил головой шахтера, имел хорошие связи в северторге и ему удавалось добиваться все: и по строительству, и по реконструкции и материалам, и по дополнительным фондам и сырью. В дни работников торговли и шахтеров проводил такие телевизионные огоньки, что не уступали московским по красоте, целенаправленности и массовости. На одном из огоньков мне пришлось принять участие, о котором память останется на всю жизнь.
Игнатьев, начальник комбината Воркутауголь, считал, что УРС – это его лучшие помощники, что путь к успеху шахтеров идет через их желудок, снабжение шахтера - задача № 1! Он считал, что если шахтер сыт, одет, обут и доволен – уголь будет! Мы с Игнатьевым и Коганом сходились почти по всем вопросам и решали они торговые вопросы больше со мной, чем с Верещаком, так как Верещак пришел в Минторг оттуда и не особо добром уезжал из Воркуты. Были какие-то «хвосты», связанные с растратой. Когда торговле разрешили награды, Коган был представлен к ордену Ленина, но нашлись «умные» члены бюро ЦК КПСС и отклонили. Мне пришлось сходить лично к Морозову, первому секретарю, и выпросить для Когана хотя бы «заслуженного работника народного хозяйства Коми АССР». Так иногда партийные работники зажимали ретивых людей, хотя на них держалось все хозяйство и прогресс.
Серьезные задачи пришлось решать «деревенской» торговле в г. Сыктывкаре. Как-то Верещак выразился: «Надо из деревенской торговле в городе, где вместо витрин с товарами видны петушки и тоненькие нижние сорочки, сделать настоящее городское хозяйство с городскими витринами, с неоновыми рамами, с богатыми кулинариями, чтобы украсить город. Хватит быть каким-то лесоучастком!» Нам пришлось начать с создания своего РСУ (ремонтно-строительное управление ) с цехом стеклодутия, заказать нормальные витринные стекла и магазинное оборудование и т.д. Удаче сопутствовало знакомство Верещака в Минторге РСФСР, где ежегодно стали нам выделять нужное оборудование. Прошло пара лет, как над зданиями стали гореть яркие лозунги, имена магазинов и привлекающие людей витрины. Начальник РСУ Просужих А.А., человек с характером, но очень трудоспособный и хозяйственный, многое сделал для развития культуры торговли и общепита в Сыктывкаре.
Стеклодувы и столяры, плотники и весь коллектив с гордостью говорили, что тот или иной торговый объект они сдадут раньше срока и отличным качеством. Мы сами, конечно, строили только свои цеха, а объекты торговли удалось получить от городского строительства. В этом большая заслуга главного архитектора города Сенькина В.И. и Путинцева В.В. (предгорисполкома), которые при моем участии определили всю торговую сеть в план строительства города. Под каждым домом по улицам Коммунистической, Октябрьской и др. предусматривалось конкретно какой-то магазин, столовая, ресторан, кулинария должна быть, когда она вводится, кто строит, кто оборудует и т.д.
Особое признание торговые работники заслужили, когда ко дню рождения Ленина (к столетию) на 6 месяцев раньше срока ввели ЦУМ «Сыктывкар». В номере журнала на обложке «Советская торговля» очень красочно дали снимок московские журналисты. Первый секретарь ОК КПСС Морозов неоднократно проводил планерки на строящемся здании. Белоцерковский Н.А., управляющий Комитяжстрой, каждую неделю проводил эти планерки с моим участием. Работники Промторга и Министерства систематически субботничали здесь ни по одному разу в месяц. И все-таки к 100-летию рождения Ленина открыли.
В связи с расширением сети столовых, буфетов, кулинарийных магазинов и других предприятий торговли и общепита страшно узкий участок был транспорт. В 1968 году будучи в «Гараже» - лабазе я увидел несколько десятков скелетов машин из которых на ходу было 8-10 машин. Ремонтная база выглядела так: у дощатой будки на перевернутые сани приспособлена точила, ключи и болты в будке, а вокруг грязища - не проехать, не пройти без резиновых сапог даже летом. Так называемый директор автобазы, занозистый мальчишка, как-то грубо выругал шоферов в моем присутствии за то, что не могут выехать машины в рейс до обеда из-за отсутствия запчастей, подъездных путей и даже бензина. Я не выдержал такое дело и тут же снял с работы. Исполнение обязанностей возложил на одного старичка-шофёра. Сам пошёл в ГСЧ к т. Просужих, чьё хозяйство было на этой же территории. Поговорили о возможности строительства ему стеклодувного, столярного цехов и заодно гаража. Он считал, что это всё возможно, если будет кирпич, балки и цемент. Чертежи-проекты он обещал сделать сам. После договорённости с Верещаком мы твёрдо решили разрешить Просужих набрать строительную бригаду и начать строить. По чертежам Просужих, за счёт фондового кирпича и цемента и силами РСУ с привлечением аппаратов министерства, торгов и треста столовых за два года построили для Просужих цеха и гараж на 50 машин для автобазы. Многие конечно обижались, что привлекаем конторских и фонды стройматериалов используем не туда, но жизнь требовала этого. Когда по жалобе управляющий Госбанка Сергачёв придрался и грозил, я пригласил его на место, показал всё и он оказался человеком дела, сказал: «Сделали доброе дело. Жалобу закрываю». В 1971 году уже был тёплый гараж, столярный цех, газорекламный цех и Лабаз для другого оборудования с асфальтированными подъездами к ним. Количество же машин росло быстро: получали по 2-3 машины в год по фондам; когда ГАИ списывала машины других организаций нам передавали номера по остаточной стоимости как машины по распоряжениям зампредсовмина т. Афанасьева Л.Г., с кем я договаривался по-дружески, как с карельским фронтовым товарищем. А восстанавливать утиль – машины (машины были негодные, раскуроченные, уже списанные, но я их брал по балансу (прим. автора).) мне помогал т. Триандафилов И.А., председатель Сельхозтехники Коми АССР, у которого две персональные машины мы приютили в своём тёплом гараже, пока он строит себе гаражный комплекс. К началу 1972 года в рейс выходило по графику уже 40-45 автомашин. 

17.02.2015 в 13:49

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: