7.VIII. Слухи, сплетни, то в нашу пользу, то против. Гов/орят/ о каком-то узком совещ/ании/ редакторов, где будто бы Толкун/ов/ высказ/ался/ против «Мол/одой/ гвардии», а Софронов выскочил с яростными возражениями и заявил, что один лишь «Огонек» «несет крест» парт/ийности/ и борьбы с бурж/уазным/ влиянием». Кажется, это не произвело впечатления, на какое он рассчитывал. Я просил узнать, с чьего соизволения напечатали ст/атью/ в «Огоньке». М/иша/ подошел к Софр/онову/ и спросил его прямо. «Ст/атью/ предварительно одобрили 2 зав. секторами». Ну, это еще не бог весть как высоко.
Был Дем/ентьев/, я говорил с ним, что нужно писать резкое письмо в ЦК. Он сопротивлялся сперва — ослаб, обмяк. «Я ко всему готов. Меня уже исключали…
В 36 г. вызвали на бюро. Вопрос: «Вы женаты? Женат. Есть предлож/ение/ исключить тов. Д/ементье/ва…» У них в этот день 136 чел/овек/ на исключ/ение/ проходило.
Все же я уговорил его писать, требуя привлечь к парт/ийной/ ответств/енности/ клеветников. (Судья Смирнов, кот/орого/ Тр/ифоныч/ спросил, можно ли осудить за клевету в печати, сказал задумчиво: «Подыскать статью можно…»)
Вечером, сразу после бюро, заходил Р/ой А/лександрович/. Он исключен сегодня. Присутствие Тендр/якова/ и 2-х стар/ых/ больш/евиков/ не разрешили. Бюро шло 3 часа, и Рой методически разъяснял присутств/ующим/ их неправоту, ссылаясь на факты, цифры, кот/орые/ они не знали или хотели забыть. Но указ/ание/ было дано и дело сделано — секр/етарь/ читал решение, заранее напеч/атанное/ на машинке. Наиболее активн/ый/ чл/ен/ бюро спрашивал злобно, не из соображ/ений/ ли мести за отца Р/ой/ писал эту работу. Рой ответил ему убийственно. Но что значили там эти ответы? Вопросы о Солж/еницыне/, о Тв/ардовском/ — зачем-то демонстрир/овали/ «Огонек» 49 г. со стихами Тв/ардовского/, посвящ/енными/ Сталину. Вопрос о Ворош/илове/ и Буденном. Гл/авный/ бой предстоит при апелляции в горкоме. Но если все останется без перемен — это будет день, знаменательный для истории — искл/ючение/ Роя есть офиц/иальное/ признание реабилитации Ст/алина/. Это уже не детские игры наших (нрзб.).