На съезд было избрано 4675 делегатов. Как я уже говорила выборы делегатов проходили в стране впервые на альтернативной основе, а не по разнарядке спущенной сверху. Обычно в областной комитет партии приходило указание – избрать делегатами столько-то рабочих, столько –то представителей села, столько-то инженерно-технических работников, врачей, учителей и творческой интеллигенции. Среди избранных делегатов на XXVIII съезд рабочих и крестьян были единицы. В связи с этим было решено пригласить для участия в работе съезда дополнительно 350 коммунистов – представителей рабочего класса и крестьянства.
Атмосфера в зале стала накаляться с первых минут. От микрофонов делегаты требовали выступлений по повестке дня, по составу рабочих органов, по порядку ведения съезда. Звучали резкие, ультимативные претензии в адрес ЦК и Политбюро, выкрики, возмущения, призывы к благоразумию. Вообще, съезд по сравнению с прошедшей накануне Российской партийной конференцией проходил значительно острее, нервно, с бесконечными перепалками.
С первого дня съезда нам стало понятно, что в зале присутствуют люди с диаметрально противоположными точками зрения. Оппоненты Горбачева М.С. были расколоты по платформам. Сторонники реформ, ставшие в будущем видными деятелями умеренного крыла либералов, создали Демократическую платформу. Те же, кто надеялся спасти компартию – на «Большевистскую» и отчасти «Марксистскую» платформы. Обстановка настолько была накалена, что выступающие на трибуне не всегда выдерживали криков и оскорблений в свой адрес. Кто-то просто уходил со сцены, а кто-то падал в обморок, как, например министра обороны и член политбюро Д. Т. Язов.