authors

1577
 

events

221112
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Juliya_Kantakuzina » Предзнаменование гибели самодержавия - 3

Предзнаменование гибели самодержавия - 3

29.07.1914
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

Два-три дня существовала некоторая неопределенность. Сохранялась возможность мирного решения. Мобилизации пока не было. Однако в среду Сазонов, по-видимому поте­ряв надежду на мирный исход, отдал приказ о мобилизации.

Никогда не забуду напряжения и стресса тех дней с 26 по 29 июля. Опасались беспорядков и забастовок в столице и предсказывали их, там арестовали немецких агентов, об­наружили и конфисковали деньги немцев среди фабричных рабочих! Однако посольство Германии еще оставалось здесь, пытаясь вести переговоры, выгадывая время и обвиняя нас в мобилизации. Весь Петербург жил в состоянии неописуе­мого нервного напряжения, ходили слухи, будто определен­ные придворные круги, настроенные против войны, оказы­вают на его величество столь сильное давление, что, вполне возможно, им удастся убедить его отказаться от нашей про-славянской политики и не поддержать Сербию.

Для нас, семей военных, неделя с 25 июля по 1 августа была временем, полным перемен и волнений, работы и тре­вог. Муж при первых же разговорах о войне по совету вели­кого князя отказался от отпуска. Затем в первые же сутки он встретился со своим начальником, и у них состоялся раз­говор по душам, во время которого он умолял начальника освободить его от обязанностей адъютанта его императорского высочества и позволить ему отправиться на место бо­евых действий со своим прежним Кавалергардским полком. Шеф выслушал его со своим обычным доброжелательным интересом. Семь лет этот адъютант постоянно находился рядом с ним как дома, так и за границей. В тяжелые рево­люционные дни 1905 года, когда великий князь принял на себя командование войсками Санкт-Петербурга, утихоми­рил волнения и внес порядок в хаос, угрожавший импера­торскому трону, мой муж служил у него. В последующие блистательные дни, когда император с удовольствием оказы­вал почести своему родственнику и великий князь занял уни­кальное положение в России, он всегда демонстрировал по отношению к моему мужу понимание и доверие, по-род­ственному принимал его у себя дома, обращался к нему на «ты» и несколько фамильярно называл его «Мишкой». Он рассчитывал на Кантакузина при выполнении поручений, носивших щекотливый характер, часто давал ему трудные задания и с благодарностью принимал искреннюю предан­ность и верную службу моего мужа.

Мы опасались, что его желание покинуть теперь двор ве­ликого князя может быть неверно истолковано, но Михаил тотчас же успокоился, поскольку его начальник был чрезвы­чайно растроган и доволен решением «Мишки» и ответил, что не только всецело симпатизирует моему мужу и согла­сен выполнить его желание, но, будь он на его месте, посту­пил бы так же. Он заявил, что завидует тем возможностям, которые открываются его адъютанту, пожелал ему успеха, сказал, что с удовольствием и интересом будет следить за его карьерой, и выразил готовность в любое время помочь ему.

 

По возвращении домой Михаил просто сиял от радости из-за отношения, проявленного к нему во время этого раз­говора. Это было единственное затруднение, которое ему предстояло преодолеть, ибо полк, в котором он прежде слу­жил, с радостью воспринял идею старого товарища вернуть­ся к ним подполковником, но его сочли немного сумасшед­шим, поскольку он покидал легкое, безопасное, блестящее место при дворе, меняя его на тяжелую жизнь на фронте.

03.07.2017 в 19:31

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: