В течение двух лет я вела жизнь в полном уединении. Подросшие дети нуждались в моем внимании, и я подолгу оставалась дома. Все возрастающий круг друзей, собиравшихся вокруг моего чайного стола, чтобы побеседовать в непринужденной обстановке на разные темы, все еще сохранял свой интерес в моих глазах, и разговор никогда не становился вялым.
Я узнавала многое о мире в целом с его политическими вопросами. Мне казалось, что нам предстоит большое будущее и что либералы наконец-то на верном пути к эволюции. Многие говорили о конституции. Было хорошо известно, что, когда некоторые министры, крайне настойчиво пропагандировавшие реформы, приходили к императору с докладами и предложениями, его величество выслушивал, проявляя глубокое сочувствие; несмотря на усилия мадам Вырубовой, некоторые честные придворные сохраняли свое влияние. Императрица постоянно болела и держала вокруг себя странную толпу, которая льстила ей, питала ее разнообразными слухами и занималась шарлатанством. Ее словно относило течением куда-то в сторону, и жила она только для своих детей и группы сокровенных друзей.
Ни у кого не было никаких сомнений относительно взаимоотношений мадам Вырубовой и Распутина (Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1864 или 1865—1916) — самозваный пророк и целитель (не посвященный в духовный сан), приобрел значительное влияние на императрицу Александру Федоровну в предвоенные годы своей способностью останавливать гемофилические кровотечения у цесаревича. Многие считали, что его влияние повлекло ряд бедственных министерских назначений во время войны, особенно после того, как Николай отправился в Ставку в середине 1915 года. Распутин пользовался всеобщей ненавистью в российском высшем обществе. Он был убит князем Юсуповым и группой сообщников, в которую входил и один из великих князей, 30 декабря 1916 года.), так же как и в том, что она придумала его и объявила чудотворцем, таким образом превратив в закулисного пророка. Утверждали, будто его молитвы помогают императрице, а также наследнику трона, который был инвалидом. Мадам Вырубова убедила ее величество, будто она сама не сможет выжить, если хотя бы на день разлучится с обожаемой повелительницей. Точно так же ее убеждали по поводу Распутина: он простой крестьянин, и русским людям будет приятно осознавать, что их представитель занимает такое высокое положение при дворе. С помощью простой, чистой веры, которая движет им, Распутин имеет власть пророчествовать и исцелять, и его вмешательство снимает неврологические боли, от которых так давно страдала императрица. Ее заставили твердо поверить во все это и постоянно повторяли, будто ее сын становится сильнее и со временем полностью выздоровеет при постоянном посредничестве и бдительной заботе со стороны своего личного святого. Все это превратило обезумевшую императрицу в жертву, все больше и больше поддающуюся дурному влиянию интриганов.
Приобретя власть и осмелившись продемонстрировать ее, мадам Вырубова нашла нескольких союзников в придворных кругах среди наихудших их элементов, которые или боялись ее, или надеялись разделить с ней полученные ею выгоды. Многие из нас понимали, что негодница причиняет вред, но никто не мог подсчитать его размеры. Мы видели, как она втирается в доверие монархов, но при этом чрезвычайно удачно разыгрывает роль дурочки, и ее никто не мог заподозрить в политических амбициях. Мы довольно рано обнаружили, что она хочет обрести вес при дворе. Многие пожимали плечами и решили лучше всего игнорировать претензии фаворитки, если даже за это придется принять наказание. Мало кто к ней приходил. Я разговаривала с ней, когда мы встречались, но дальше этого знакомство не шло, ибо у меня, как и у многих других, мадам Вырубова вызывала отвращение.
Что касается Распутина, я никогда не была с ним знакома, даже не видела его. Говорят, он был вульгарным, порочным и отвратительным и тем не менее вызывал сверхъестественный интерес среди многих женщин, толпившихся вокруг него и составлявших его клиентуру. Он пил и вел непристойный образ жизни, заботясь главным образом только о том, чтобы обогатиться, иметь тепло, красивую одежду и еду.
Те, кто знал императрицу достаточно хорошо, чтобы оценить ее культурный уровень, очень огорчались, видя ее в окружении таких плохих советчиков, но, похоже, не было возможности спасти ее от подобного окружения. Ее влияние на мужа все возрастало и возрастало до тех пор, пока он постепенно не утратил свой прежний контакт с теми, кто даровал ему просвещение и правду.