19 [сентября]. Рано утром господа Ридель и Рубцов отправились в Серра-ди-Н[осса-]С[еньо]ра-да-Пиедади, 2 легуа отсюда, и около половины девятого мы, Ругендас, Менетрие и я, последовали за ними. Через полчаса мы дошли до жалкого аррайяла Мудиус, а пройдя 3/4 легуа, добрались до [аррайяла] Н[осс]а-С[еньо]ра-да-Пенья, имевшего столь же бедный вид, несмотря на то что в последние годы [там] были заложены большие кофейные плантации. Около полудня, незадолго до 12 часов, мы дошли до церкви Н[осс]а-С[еньо]ра-да-Пиедади на самой вершине горы. Эта гора стоит отдельно, имеет примерно такую же высоту, как Итакулум, и представляет собой сплошную единую железную массу.
Поблизости от аррайяла Н[осс]а-С[еньо]ра-да-Пенья г[осподин] Ридель нашел несколько растений, обычно встречающихся только в засоленных местностях.
Дальше, на более высоких горных хребтах, он нашел самые различные растения и весьма редкие экземпляры: эпидендроны, мимозы, синнингии, мальвовые, очень красивый вид мальпигии, много папоротников и т.д.
На вершине горы стоит часовня, алтарь которой замечательно и со вкусом украшен цветами, [цветущими] в это время года, и новым [для нас] видом плауна. Вокруг часовни росла наша обычная европейская земляника, которая [посажена, растет и] размножается вот уже много лет.