authors

1474
 

events

202094
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Viktor_Lamm » Прерванная карьера. Попытка биографии Николая Ламм - 7

Прерванная карьера. Попытка биографии Николая Ламм - 7

24.10.1938
Москва, Московская, Россия

  Шли годы. Отгремела над миром Вторая мировая война, умер Сталин, состоялся двадцатый съезд партии. Все громче говорили о массовых незаконных арестах тридцатых - сороковых годов, назывались имена посмертно реабилитированных "врагов народа". Я тем временем успел окончить школу и поступить в химико-технологический институт.
       В 1956 году моя бабушка обратилась в ЦК партии с заявлением о розыске сына. Более года тянулась переписка, и крутились запросы между тремя городами: Архангельском - местом ареста, Вологдой - где отец находился в тюрьме и Ярославлем - местонахождением управления Северной железной дороги. В конечном итоге отовсюду были получены справки, что дело Николая Николаевича Ламма прекращено "за отсутствием состава преступления" или еще "за недоказанностью обвинения”. Архангельский ЗАГС прислал свидетельство о смерти с указанием в качестве причины крупозной пневмонии - как позже выяснилось, это была чистейшей воды липа. Выплатили двухмесячную зарплату отца - пять с чем-то тысяч, вроде бы неплохие деньги для 1958 года, но не так, чтобы очень. Но с течением времени о безобразиях времен культа личности говорилось все меньше и меньше, все это как-то затушевывалось, и особо вспоминать об это был как-то не принято.
       Лично мне факт ареста отца не мешал - и в комсомол приняли в 1952-м, и в институт поступил в 1955-м, и в партию вступил в 1962-м, и допуск к секретным работам оформили в 1964-м - нигде никаких зацепок. Но кто его знает, что было бы, если бы я подался на работу, связанную с внешней торговлей? Или в органы госбезопасности? Или в партийные органы? Вот то-то и оно. Опять же, как понимать "недоказанность обвинений"? Можно ведь и так - что-то было, но сумел отвертеться. Словом - "в биографии запятая". Мое счастье, что в анкетных данных технарей никто особо не копался.
       Прошло еще достаточно много времени. Рухнул коммунизм, развалилась Коммунистическая партия Советского Союза, да и сам СССР канул в Лету. О безобразиях сталинских, да и не только сталинских времен заговорили во весь голос, назывались вполне конкретные виновники. Открыли доступ к архивным делам. И вот летом 1994 года решил я, наконец, разузнать всю правду про отца.
       Поехал с имеющимися у меня документами в приемную Лубянки на Кузнецкий мост, 24. Там быстро установили, что дела отца на Лубянке нет, и порекомендовали обратиться в управление по месту ареста, в Архангельск. Написал я туда и вскоре в Зеленоград, в местное отделение ФСБ пришло архивное дело на предмет ознакомления.
       С меня взяли подписку, что я обязуюсь не использовать ставшие мне известными сведения с целью мести или сведения личных счетов. Разъяснили, что в соответствии с новым Законом Российской Федерации я как член семьи пострадавшего от политических репрессий имею право на некоторые льготы и компенсации. И вот лежит передо мной давно закрытое следственное дело 1938 года, снятое с оперативного учета только в 1973 году.
       Что же в нем? Сущность обвинения - якобы вредительская деятельность еще с Дальнего востока. Из обзорной справки, составленной в 1957 году, следует, что в июне 1938-го органами НКВД на Амурской железной дороге была составлена справка на арест Н.Н.Ламма, а в октябре того же года она была отправлена в Москву. Арестовали его 18 октября и в тот же день отправили в Вологду все в том же персональном вагоне. По существу дела допросить не успели, а 23 октября он был найден повесившимся в камере. Имеется соответствующий протокол. И еще - справка Архангельского обкома КПСС, что Ламм Н.Н. исключен из партии решением бюро Октябрьского райкома партии Архангельска как арестованный органами НКВД. Решение датировано 30 октября - когда человека уже не было в живых.
       Стоп! Вот вам грубейшее нарушение любого устава ВКП(б) - КПСС, всегда требовавшего максимальной осторожности при решении вопроса об исключении из партии и уж конечно, личного участия исключаемого. Хороша была партия, нарушавшая свои же законы! О чем еще можно говорить?
       И тут же другая справка - что решением контрольно-ревизионной комиссии Архангельской областной парторганизации от 27 июля 1990 (!) года Ламм Николай Николаевич восстановлен членом КПСС с августа 1929 года.
       Ну, очень любопытный факт. Никакого заявления о восстановлении в партии не подавалось, и некому его было подавать - ведь в 1990-м уже шел массовый развал партии, из нее выходили толпами, нередко норовя при этом погромче хлопнуть дверью. Видно, и вправду у некоторых "крыша поехала" - стали чохом восстанавливать всех реабилитированных, чтобы хоть как-то поддержать видимость численности партии. Хотя, какая уж тут численность?
       А сущность обвинений, предъявленных Николаю Ламму, непонятна. В деле имеется изложение показаний других фигурантов - работника ЦОЛЕСа Н.С.Крейнина, главного инженера Дальтранлеса И.В.Ширковского, бухгалтера Талданского лестранхоза И.И.Дороховского, начальника ЦОЛЕСа И.С.Норкина, начальника ремонтных мастерских Дальтранлеса И.А.Кушелевского. Все они были осуждены, а впоследствии реабилитированы. Никого из этих фигурантов я не знал; наверное, они были известны Ефиму Ефимовичу Судье, мог бы порассказать. Но не мог же он прожить 110 лет!
       Показывали, что Н.Н.Ламм вовлекал в троцкистскую организацию, потом от своих же показаний отказывался. Показывали, что он давал "вредительские" указания о выборочной рубке леса; не знаю, что это такое, не моя специальность.
       Что продавал заказчику некондиционные шпалы; но раз берут по пониженной цене и не в счет плановых поставок, то что же - пропадать добру? А если даже заказчик и использует их как кондиционные, то это никак не вина поставщика.
       Что снимал с одних машин агрегаты и ставил на другие - а что еще можно придумать при отсутствии запчастей? Все так делают.
       Все это не тянет даже на халатность, и не выходит за рамки обычного производственного риска. А получается, что вот за такую ерунду погибали ни в чем не повинные люди.
       Из знакомых в деле фигурируют два человека - уже упоминавшийся главный бухгалтер Дальтранлеса Клавдий Иванович Чернышев и начальник планово-финансового отдела Павел Андреевич Куликов. Честно говоря, до знакомства с делом подумывал я - а не приложил ли руку Клавдий Иванович к делу отца? Ничего подобного; сам он чудом избежал беды. А что до того, что отец мой увел у него жену - полагаю, что это был повод, а не причина. Трения начались давно, и не будь Николая Ламма - нашелся бы другой.
       А Павла Андреевича Куликова и его жену Нину Георгиевну я помню хорошо. После войны они жили в Ульяновске и частенько наведывались в Москву. Павел Андреевич сидел в тюрьме после 1937 года и уцелел, потом благополучно работал в Волгостройлесе. Его сын Георгий Павлович Куликов (1927-1975) - по образованию агроном, кандидат сельскохозяйственных наук, в начале семидесятых работал директором опытной станции под Ульяновском, в 1971-м я со своей семьей был у него в гостях. Умер внезапно; вообще замечено, что 48 лет - критический возраст, знаю достаточно много примеров. А в начале пятидесятых Георгий Павлович был вторым секретарем Ульяновского обкома комсомола - и факт репрессий отца не помешал, а ведь было это еще до 1953 года.
       Летом 1951 года я с родителями был в гостях у Куликовых в Ульяновске. Жили они не очень далеко от центра города, на улице Льва Толстого, но дом был сельского типа и у них был огород. Вскоре после нашего приезда в Ульяновск я, как примерный пионер, не преминул посетить мемориальный музей Ленина - дом Ульяновых. А когда вернулся в школу и рассказал про поездку в Ульяновск старшей пионервожатой, то она попросила написать об этом заметку в школьную стенгазету, что я и сделал. Насколько теперь соображаю, это было мое первое выступление в печати...
       Но я несколько отвлекся.
       В деле подшито абсолютно все, имеющее отношение к отцу - и расписка моей матери о получении изъятых при аресте денег и облигаций, и вся переписка 1956-58 годов, и мое заявление, писанное в июле 1994-го; все подшито и пронумеровано. И справка о составе семьи на момент ареста - жена Нина Артемьевна 29 лет, сын Виктор 1938 года рождения и дочь Татьяна 8 лет. На сегодняшний день из всей этой семьи остался в живых я один.
       На основании закона 1991 года я имею право требовать возврата конфискованного имущества, а также рукописей и наград. Но какое имущество? Квартира была служебная, мебель тоже казенная, деньги вернули еще в тридцать восьмом; шмотки - где их искать, да и пропади они пропадом!
       Прокуратура Архангельской области прислала мне официальную справку о реабилитации; Архангельский ЗАГС выслал свидетельство о смерти с указанием истинной причины. Что до документов - получил копии дневников, где из 112 страниц машинописного текста только треть - дневники отца, а остальное - кого-то из его друзей. Фотографии не нашли, но нашли несколько второстепенных документов.
       В письме Управления Федеральной службы контрразведки по Архангельской области мне сообщили, что в Архангельске на пересечении улицы Гагарина и Обводного канала установлен памятник жертвам политических репрессий. Случится побывать в Архангельске - погляжу. По вопросу восстановления ордена и знака "Почетному железнодорожнику" мне было рекомендовано обратиться в соответствующие органы.
       Очень оперативно сработал наградной отдел Министерства путей сообщения. Знак "Почетному железнодорожнику" восстановлен приказом Министра от 17 февраля 1995 года и передан мне на память вместе с удостоверением и копией приказа. Там же, в МПС нашли анкету и автобиографию отца, сняли ксерокопии и любезно предоставили мне.
       Что касается ордена, то тут история оказалась подлиннее, но только во времени. Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1995 года Ламм Николай Николаевич восстановлен в правах на государственную награду СССР в связи с его реабилитацией. Было соответствующее письмо из аппарата Президента в адрес мэра Москвы Ю.М.Лужкова с копией мне для сведения. 4 ноября 1995 года в префектуре Зеленограда мне под расписку вручили орден Трудового Красного Знамени и удостоверение к нему с подписью Ельцина. Хотя на ордене и проставлен соответствующий номер 1936 года, это дубликат, подлинник не сохранился.


  Несколько слов вместо эпилога.
       Как мы теперь хорошо знаем, тоталитарный режим, особенно в период культа личности, выбивал из общества его лучших представителей, чаще всего молодых и перспективных. В МПС мне говорили, что к ним поступает много заявлений, подобных моему - и все молодые начальники депо, начальники отделений дорог и выше. Конечно, всех уничтожить было невозможно, многие благополучно пережили эти страшные годы; многие, но мы-то говорим о конкретном человеке.
       Конец тридцать восьмого; менее года остается до начала Второй мировой и менее трех лет - до начала Отечественной войны. Как могла бы сложиться жизнь моего отца, если бы?..
       Вряд ли стал бы он участником Отечественной войны - работники такого ранга имели бронь, тем более на железной дороге. Транспорт, как известно - тоже фронт. Архангельск был глубоким тылом, туда не залетали фашистские самолеты, там не было затемнения. Проработал бы всю войну, крутясь на работе похлеще, чем в мирное время. Останься отец жив - смог бы дорасти минимум до замнаркома. И вполне мог бы дожить до семидесятых, даже до восьмидесятых годов. Мог бы дождаться правнуков.
       И мне лично мог бы дать очень и очень многое. В 1955-м, когда я окончил школу, ему было бы полсотни с небольшим - вполне еще цветущий возраст. Очень многое я мог бы от него получить, чего не мог дать отчим - при всех его достоинствах по возрасту, он годился мне в деды и от этого непреложного факта никуда не деться.
       Я сделал все возможное для восстановления доброго имени отца и попытался путем сопоставления и анализа, ставших мне известными фактов как-то изложить его биографию, нарисовать портрет человека, которого не помню. Насколько это удалось - судить не мне. Но лучше хоть такая биография, чем никакой. Я сделал все от меня зависящее и большего никто требовать не может.

13.07.2014 в 21:37

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: