Северная природа Камчатской области, суровая и дикая обстановка, лишения, болезни, голод, эпизоотии, холод, непогода — все это мало радости оставляет в душе человека, и несчастный, одинокий, беззащитный дикарь ищет где-либо успокоения, облегчения от всех этих невзгод и не находит нигде, как только в колдовстве, наговорах, заклинаниях и шаманстве. Вот что значит быть вдали от туземной крещеной паствы ее пастырю и учителю!
Надеть туземцу крест при крещении и думать, что уже сделано все нужное, и на этом успокоиться — этого мы, миссионеры, не должны допускать. Да не оскорбится слух доброго пастыря в слышании сей горькой правды, если только пастырь чувствует себя по своей совести в этом смысле виновным. Но мы, миссионеры новообразованной камчатской миссии, должны осознать такое горестное положение, должны объединить свои усилия в деле постоянного и частого общения с туземной паствой.
Нам ныне, слава Богу, прибавлено содержание, а с ним увеличивается и ответственность. Будем же, по мере сил, не жалея себя и разъездных денег, чаще навещать туземную крещеную паству, коснеющую в язычестве.
Бесспорно, есть несколько серьезных причин, которые снимают часть обвинений с пастырей-миссионеров, редко посещающих туземцев. Ведь каждый священник-миссионер в камчатской миссии в то же время и приходской священник большого села, где постоянно приходится выполнять прямые обязанности по приходу; тут же миссионер состоит заведующим, а некоторые — даже законоучителями в церковноприходских школах. Все это не дает им возможности надолго и часто отлучаться к аборигенам, находящимся на далеком расстоянии и рассеянным по обширной тундре и горным хребтам края.
Из всего вышеизложенного видно, что нужно принять какие-то меры к устранению препятствий в посещении отдаленных стойбищ и острожков камчатских туземцев;
необходимо установить более тесную, близкую, постоянную духовную связь между крещеными туземцами и священником-миссионером, чего можно достигнуть только путем широкого церковно-школьного строительства. В доступных местах и районах оседлой и кочевой жизни туземцев нужно как можно больше открывать церквей, часовен, школ, молитвенных домов, миссионерских станов и походных миссий.