Я уже вкратце рассказывала, в чём заключалась моя научная работа в лаборатории. Позже к ней подключались и мои первые ученики. В результате мы получили сведения о разнообразной фауне и биологии нематод насекомых-вредителей леса, размножение которых происходит под корой деревьев (это короеды, усачи и златки). Узнали, насколько распространены эти нематоды в разных районах нашей страны, и нашли несколько видов нематод, ранее неизвестных науке. К сожалению, оказалось, что использовать этих нематод для борьбы с насекомыми-вредителями нереально. И мы взялись за другую группу нематод - более патогенных - неоаплектан, гетерорабдитисов. Эти милые создания живут в почве и заражают насекомых, в благоприятных условиях вызывая их стопроцентную гибель.
В природе заражённые ими насекомые встречаются крайне редко, так как неоаплектаны очень плодовиты, их личинки развиваются в теле насекомого, дают там новую генерацию и быстро уничтожают трупик насекомого. Нам удалось получить культуры этих нематод из Чехословакии, потом Канады, США, и надо было освоить их разведение (поддерживание культур и методику их массового разведения). Использовали личинок и куколок большого мучного хрущака.
Одновременно старались найти своих (отечественных) неоаплектан и других нематод со сходной биологией. Для этого придумали "живые ловушки" - нарезали квадратиками мелкое капроновое сито, клали на него 4-6 личинок хрущака, завязывали и прикапывали эти мешочки в более-менее влажных местах на полях, огородах, в лесах в России, на Украине, Прикарпатье. Через 4-5 дней "ловушки" выкапывали и, когда находили в них заражённых насекомых, получали новый изолят и заводили отдельную культуру для дальнейшего изучения и опытов.
К сожалению, я не смогла больше работать над этой темой, так как пришлось вернуться к нематодам короедов, чтобы обобщить полученные ранее данные (раньше я "отделывалась" статьями), привлечь последние данные мировой литературы и написать книгу-монографию. Это было достаточно трудоёмко и не так интересно, а главное, лишало меня возможности уезжать на лето в экспедиции, да и финансирование экспедиций год от года стремилось к нулю, так что приходилось ограничиваться коротенькими командировками, выездами на конференции и самодеятельными путешествиями в отпускное время. Но и этих выездов, в общем, набралось немало. Наиболее интересной была поездка в Узбекистан, где, помимо науки, была ещё культурная программа - экскурсии по стране. Мы побывали в Ташкенте, Самарканде, Бухаре.
УЗБЕКИСТАН
Узбекистан оставил яркое впечатление - приветливые коллеги, красивый новый город, прохлада от многочисленных фонтанов, замечательные памятники старины, контраст нового и старого города. К сожалению, дневника не оказалось, а сохранившиеся воспоминания слишком фрагментарны.