authors

1427

events

194041
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Grigoriy_Popov » Армия

Армия

01.09.1972 – 30.09.1974
Акхокалаки, Самцхе-Джавахети, Грузия

После окончания университета меня, как и большинство ребят, призвали в армию. Годом ранее всем, кто занимался на военной кафедре, присвоили звание лейтенанта. Мне выпало служить в Закавказском военном округе. Так как я прибыл в штаб корпуса в Кутаиси одним из первых, то мог выбрать место своей будущей службы. Хотелось посмотреть и горы и море, поэтому выбрал грузинский город Ахалкалаки  расположенный в пограничной зоне, недалеко от границы с Турцией. Здесь ещё об Ахалкалаках. В штабе дивизии меня направили в зенитный дивизион, командиром огневого взвода. Город Ахалкалаки расположен на высоте около 2000 метров. Были положены разные горные льготы - отпуск дополнительный и пайки разныеЗлословили по поводу соседней дивизии, что у них будто бы не хватало несколько метров до заветного числа и под штаб подсыпали землиШтаб дивизии там действительно был расположен на каком-то пригорке. Но в Ахалкалаках, чувствовалось, что с метрами все нормально. Хотя на карте внизу указано, что высота рельефа 1716 метров. Может быть льготы у нас были незаслуженные?! Климат там довольно суровый, не зря называют грузинской Сибирью. На вершине ближайшей горы Большой Абул(высота 3304 м) снег стаивал только в июле. Вода замерзала примерно при -5°. Воздух был разрежённый, это чувствовалось при беге - не хватало воздуха.

Слева вверху военный городок. В центре Ахалкалаки, справа внизу Топчанка - гора типа курган.

Мой дивизион располагался внизу по центру карты, чуть выше слова Europa.

Слева военный городок Ахалкалакской дивизии. От города отделяет небольшое ущелье через которое переброшен подвесной пешеходный мост.

Видна даже тень от него. Во время сильного ветра интересно было по нему идти.

Когда я прибыл в свой дивизион, находящийся на юго-восточной окраине города, выяснилось, что почти все были на стрельбах и мне пришлось продолжить путь. А стрельбы, сразу для всех зенитных подразделений округа, проходили на полигоне недалеко от абхазского города Очамчирепрямо на берегу Чёрного моря. Такие стрельбы проводили 2 раза в год, в феврале-марте и в августе-сентябре. Так что около 3-х месяцев в году служба проходила на берегу моря. В августе 1972 года, жара была за 30°. Однажды, искупался по дурости в море прямо в полевой форме. Когда подсохло, почувствовал на себе солёность Черного моря Летом 1972 года, когда мы были на стрельбах, произошли такие события. Был угнан военный самолет в ТурциюЛётчик на малой высоте, вдоль побережья смог это сделать. За это, как говорили тогда - "полетели звёзды" с погон. Не успели успокоиться после этого события, как произошёл следующий случай. Зная, что все зенитные подразделения находились на стрельбах, звено НАТОвских истребителей издевательски, минут 5, кружили над Ленинаканом.Были сделаны соответствующие выводы, в последующем в частях всегда оставалась дежурить "на точке" одна батарея. Угоны самолетов в те годы были неоднократными. Однажды в 1973 году, во время моего дежурства оперативным "на точке", в дивизион неожиданно пожаловал комдив - генерал-майор Гусев. Оказалось, что только что поступила информация об угоне транспортного самолёта и этот самолёт направлялся в нашу сторону, к границе. Дежурная батарея была приведена в боевую готовность, но сбивать не пришлось. Этот беглый самолёт посадили истребители. 1973 год был довольно напряжённым в этом смысле. Именно тогда был совершён первый в мире таран на реактивном сверхзвуковом истребителе.

У меня в том году произошёл такой трагикомический случай. Был оперативным дежурным "на точке". И вдруг мне сообщают, что в нашу сторону приближается какой-то кукурузник и путь его лежит далее к турецкой границеРаннее утро, другие офицеры ещё не подъехали, советоваться не с кем. Объявил тревогу, приготовились сбивать. Ведь этот самолет не подавал сигналов - "я свой самолет". На каждый день мы имели такие сигналы. (Помню ещё, например ЧДКМБО - "чередование длинных и коротких миганий бортовых огней".) А этот самолет никак не мигал и чесал прямо к границе и ещё к нему снизу была подвешена какая-то хреновина. Что делать - не знаю. Пропущу - посадят, если это угон. Собью - тоже посадятесли это не угонХорошо хоть это был тихоходный самолёт. Я успел позвонить оперативному дежурному в дивизию и он мне объяснил, что этот самолёт делает топографическую съёмку. Виноват тут был оперативный дежурный дивизии, он должен был заранее предупредить.

В начале службы осенью 1972 года меня и других только что призванных лейтенантов двухгодичников(так нас называли) направили на 2-х месячные сборы в грузинский город Лагодехи. Для нас это было беззаботное продолжение студенческой жизни, примерно как на военке в универе. Тем более, что почти третья часть ребят были мои однокурсники. Запомнился такой момент учебы. На одном из занятий по стрельбе я пытался применить свои математические познания в расчете траектории снаряда. Но получилось как в известном анекдоте про прапорщика("что тут думать - трясти надо!") - подполковник меня прервал -"Что ты тут умничаешь, есть уставные таблицы!".

Слева Маил Гусейнов, кончал мехмат ХГУ годом ранее меня. Мой партнер по шахматам. Командовал зенитным комплексом 'Шилка'Однажды оставил комплекс у моря, чтобы помыть от грязи. Волны постепенно подмывали его и утащили на глубину. Вытащили, но вся электронная начинка погибла, а комплекс стоил более миллионаХорошо хоть не заставили возмещать ущербпришлось бы лет 500 выплачивать из зарплаты..

Свободное время проводил не только за картамиНедалеко от части был шахматный клуб, быстро "разобрался" с чемпионом Лагодех.

И еще, в группе с Володей Зефировым и Толей Пивоваровым совершил несколько походов в горы. Лагодехи, это живописное место в Кахетии, рядом заповедникпоэтому очень хотелось посмотреть, покорить хотя бы одну из вершин. Раздобыли карту местности, запаслись продуктами и однажды в выходной день отправились на восхождение. Рассчитывали к вечеру вернуться в часть, но на практике оказалось все сложнее. Обратный путь с вершины Капуцих выбрали другой, более короткий, но очень быстро стало темнеть, идти становилось все труднее - и в метре ничего не видно решили заночевать и правильно сделали. Развели костёр переночевали, а утром, когда продолжили спуск, выяснилось, что мы остановились буквально в 10 метрах от обрыва!

жаль, качество фото неважное. Видели и пытались заснять горных козлов, но на фото их не оказалось ...

В другой раз пошли смотреть водопады. Т.к. это было сравнительно недалеко, то отправились налегкедаже не переодеваясь. И за это чуть не поплатились жизнью. Посмотрели водопады, прошлись даже под одним из них. Обратный путь избрали по другому берегу горной речушки. Путь этот был в виде узкой тропинки довольно высоко над речкой. В одном месте я поскользнулся в своих хромовых сапогах и стал падать спиной с обрыва. Успел махнуть только рукой, за которую вцепился, пытаясь удержать меня Толя Пивоваров. Но увы и он полетел за мной. Мне повезло, упал не на камни, а в воду, но было мелковато и синяки получились огромные, с неделю с трудом передвигался. Толя отделался только испугом, он шмякнулся на меня. Так состоялось моё знакомство с горами.

Я и Толя Пивоваров до падения

Из травматических случаев запомнился момент, когда я чуть не лишился ног. Зенитная пушка может управляться автоматически от радиолокационной станции. Для этого на пушке есть переключательно включать его необходимо находясь на платформе. Я же включил находясь на земле, пушка начала вращаться, подчиняясь командам РЛС и выступы вращающейся платформы стали прижимать мои ноги к аппарели орудияПолучилась как огромная мясорубкаЕщё бы несколько секунд и ноги были бы обрезаны по колени, но я смог дотянуться до пульта и выключить орудие.

Во время февральских стрельб в Очамчире.

Ещё был случай, когда из-за орудия могла пострадать и голова. Отрабатывался прием - "стрельба с колёс". Пушка прицеплялась к "Уралу" и имитировалась стрельба в движенииЯ в это время стоял на обочине, отвернувшись и "ловил ворон". Вдруг затылок обдало легким ветерком. Оказалось, что дорога в этом месте была с небольшим уклоном, центр тяжести орудия сместился, наводчик по азимуту не справился с управлением и орудие развернувшись в мою сторону, стволом(длина его более 4-х метров) чуть не заехало по моей голове.

Во время службы вдоволь пришлось пострелять из всех видов оружия - пистолет, автомат, орудие. Целые ящики списанных патронов приходилось расстреливать в море. При стрельбе из орудия произошёл такой памятный случай. Получили несколько новых орудий, поехали на ближайший горный полигон обстрелять их. Стреляли болванками по мишеням имитирующих танки. Всё шло нормально, я был страхующиммоя обязанность была следить за правильными действиями расчета орудия(полный расчет орудия - 7 человек). И вот на одном орудии заряжающий подал снаряд в казённик, стреляющий по команде "огоньнажимает на педаль, а выстрела нет! Нажал ещё раз - не стреляет! Такое произошло впервые, даже опытные офицеры не сталкивались с таким. То ли снаряд "неправильный", то ли новая пушка бракованная... Солдат я с орудия удалил, решил сам стрельнуть. Со всей силы врезал по педали и меня поразило всем чем только можно - и оглушило и ослепило и чем-то горячим, жидким обдало! Потом выяснилось, что это орудие не было толком подготовлено к стрельбе. Оно пришло с консервации, обильно смазанной пушечной смазкой и его забыли почистить. Этой смазкой при выстреле меня и обдало.

Это фото было сделано за полчаса до памятного выстрела. Я справа, с повязкой "страхующий"

Я служил в мирное, застойное время 1972-1974 гг. В эти годы только Египет и Израиль конфликтовали и был момент, когда между ними хотели ввести войска США и СССР. Нам тогда предложили готовиться к погрузке на корабли в порту Поти. Но потом это переиграли. Все мы жалели, что не попали за границу. Вскоре попали на масштабное учение в грузинской пустыне Караязы. Поделили войска на "восточных""западных"(это были мы), что-то там маневрировали, стреляли. Рядом с нами располагалась гаубичная батарея очень большого калибра. С нетерпением ждали, как же оно бабахнетНо увы, выстрелы были какие-то глухие. Наши же орудия 57 мм стреляли, так что если рот при стрельбе не открывать, то можно оглохнуть. Видел еще такие интересные стрельбы. В то время уже появились переносные комплексы - "Стрела-2" - самонаводящиеся ракеты по тепловому излучению. И тренировались на реактивных снарядах "Катюши""Катюшавыпускала одиночный снаряд и выпущенная вдогонку ракета настигала и поражала снаряд. Красивое зрелищеСтрельбы из наших орудий были тоже интересным зрелищем. Например самолет тащит на длинном тросе конус и орудия стараются попасть в него. Стрельба по истребителям велась конечно по другому - не напрямую, а с "зеркальным отворотом". При совмещении видели результаты. В конце пролётов лётчики истребителей обычно устраивали нам шоу. На минимальной высоте проносились над батареями - пыль, рёв моторов!

Во время учений я едва не попал в плен "противнику". Однажды тёмной ночью, когда был дежурным по части, со мной по рации связался наш начальник штаба и попросил приехать за ним. Сообщил свои координаты.Вроде бы это было недалеко и я поехал с водителем на "Урале" разыскивать начштаба. Но дороги там были так переплетены, что малость заблудились, начштаба не нашли, он сам добрался до части. С трудом сами нашли дорогу домой. Потом по карте поизучали, где мы плутали и выяснилось, что почти всё время мы петляли в тылу "восточных"! Очевидно, что эти учения были не серьёзными. Офицеры целыми днями пьянствовали. Когда приехал корреспондент окружной газеты, то из трезвых нашли меня, надели каску, заставили попозировать -

Основной спиртной напиток был - чача, виноградный самогон. Особенно его много злоупотребляли на стрельбах в ОчамчиреВ офицерской столовой меня вначале удивляли частые походы офицеров на кухню, то за вилкой, то за ложкой. Вскоре меня посвятили в "тайну", которую знали абсолютно все. Работники столовой из дома приносили чачу и там её продавали, 1 рубль - фляга.

В нашем дивизионе служил один офицер, у которого было такое развлечение во время дежурства по части. Поддаст хорошенько, отбирал у часового на посту №1 знамя части и маршировал с ним вокруг штаба! Потом его уволили.

Запомнилось моё первое дежурство по части. Только принял дежурство, в комнату шатаясь вваливается командир моей части и приказывает мне вскрыть секретный пакет! В сейфе всегда хранится секретный пакет, в котором указывается куда должна передислоцироваться часть в случае войны. Я и так и этак старался объяснить своему командиру, почему этого нельзя делать. Минут 5 он меня доставал с этим приказомЯ так и не понял - проверял ли он меня на стойкость или нет -  слишком уж "навеселеон былНо лучше б я ему открыл этот чёртов пакет, потому что он потом заявил - "лейтенант, я приказываю открыть огонь по бл...кому штабу дивизии!". А перед этим он получил нагоняй от начальника штаба дивизии. Меня спас тогда замполит, увёз его домой.

Во время первых дежурств по части пришлось выдержать и такое испытание. В обязанность дежурного входит проследить за подъёмом в 6-00. Всего было 3 батареи. Вхожу в свою - всё нормально, все поднялись, идут на зарядку. Захожу в казарму другой батареи - несколько дембелей демонстративно лежат. Прокричал им - "подъём, на зарядку!" - ноль реакции! Что делатьЕсли покину казарму - всё, станет всем известно, что новый лейтенант тюфякХватанулся за кобуру - думал напугать, но только смешки! Вышел в коридор, увидел швабру, возвратился и ручкой этой швабры со всей силы огрел здоровенного дембеля. Тот вскочил, заматерился, другие дембеля тоже повскакивали. Обошлось для меня без всяких последствийА был случай, когда майора с нашей части избили до полусмерти - отомстили за что-то. Потом было всё нормально, может после ухода из казармы они и ложились, при мне уже никто не валялся в постелиОдин раз даже переборщил. В одной из казарм спали уже отслужившие свой срок и приехавшие с уборки урожая "целинники". Я и их поднял утром, но потом разобравшись в чём дело извинился перед ними. Ещё одной из обязанностей дежурного является проверка караулов. Это надо делать с разводящим, но одно время я сам осуществлял проверку. Подхожу к посту, слышу окрик - "Стой, кто идёт!" - значит всё нормально. А однажды подхожу вплотную - никаких окриков. Присмотрелся - часовой уютно устроился и спит! Этого часового тут же сменили и потом наказали.

Дедовщины такой, которая существует сейчас - с избиениями, издевательствами, тогда не былоБыли беззлобные подшучивания, типа посылали с ведром принести клиренс орудияНекоторые, призванные с горных аулов солдаты, с трудом изъяснялись по русски. Приходилось объяснять им, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс это 2 человека, а не 4Политзанятия тогда были обязательны для всех. Выписывали КВС(коммунист вооруженных сил) и пытались всякую муть оттуда донести до солдат.

Самое большое ЧП в дивизионе во время моей службы, это самоубийство старшего лейтенантакомандира батареи. Причины не совсем понятные. До этого служил в ГДР, возможно жене не понравилась такая резкая смена обстановки и доставала его. И по службе были нареканияКороче вечером заступил на дежурство, утром обнаружили мёртвым. Но основные события развернулись потом, т.к. возле тела не нашли пистолета. Были версии и убийства, но вряд ли. К пропаже оружия в то время относились очень строго. К примеру в танковом полку во время учений пропал автомат, полгода искали, пока не растаял снег и не нашли его остатки под следами гусениц танка. И у нас весь дивизион искал этот пистолет, цепочкой прочёсывали территорию неоднократно. Отпуск обещали нашедшему и обещали не наказывать если сознается похитивший пистолет. Наконец была подброшена записка с местонахождением оружия. По почерку вычислили, кто это был - с Западной Украины солдат. Его потом перевели в другую часть. Он сначала прятал пистолет в стене клуба, потом испугался и выбросил в туалет. Приезжала специальная машина, откачала содержимое туалета и нашли этот пистолет.

Кстати про туалет. Во время службы одно время приходилось пользоваться экстремальным горным туалетом. На вершине отвесного склона росло большое деревопри этом оно росло вначале горизонтально земле(перпендикулярно склону) и затем уже изгибалось вверх. Надо было ступить шаг по стволу дерева и под тобой открывалась пропасть метров 100держаться можно было только за стволЭтот туалет мгновенно излечивал такую болезнь, как запор.

За время службы был несколько раз в командировках.  Первая из них - получение оружия в арсенале Тбилиси. Это огромнейший военный склад округа. Я с какими то квитанциями бегал по его территории, ничего толком не соображая. В итоге нагрузили пару платформ всякого оружия наверняка на миллионы рублей. И пулеметы и автоматы, патроны... Со мной было ещё отделение охраны. По пути, на остановках, грузины приставали -"Слушай, дорогой, продай автомат!".

Ещё одна командировка - переправка колонны армейских УАЗиков нашей дивизии в распоряжение командования округа на время учений. Своим ходом, по горным дорогам. Возле Тбилиси на ровной трассе развили сумасшедшую скорость, едва не произошёл трагический случай при обгоне, когда неожиданно появился встречный автобус.

Ещё были командировки связанные с поиском дезертиров, точнее солдат, которые вовремя не вернулись из отпуска. Первый случай произошёл с солдатом моего взвода. Он был сирота, родом с Кабардино-Балкарии,отправили в отпуск, а он не возвращается неделю, другую. Отправили меня разыскивать этого солдата. Пропутешествовал по Военно-Грузинской дороге. Незабываемые впечатления, особенно на перевале. Нашёл в селе под Нальчиком дядю солдата, узнал что последний раз видели его племянника на горных пастбищах возле Эльбруса. Уже предвкушал увлекательную поездку туда, но решил для начала обратиться в местный военкомат. А военком предложил проехать к его сестреживущую в соседнем селе. Приезжаем в это село, находим нужный дом, выходит сестра этого солдата и на вопрос о брате как-то мнётся. А тут из дома выходит и сам беглец! У него кончились деньги и именно в этот день он приехал к сестре за помощью. Так сорвалась моя поездка к Эльбрусу.

В дивизионе я стал чуть ли не героем за быстрое нахождение беглого солдата и когда в другой батарее произошёл подобный случай, отправили на поиски меня. Этот солдат был с азербайджанского городка Белоканы. Добирался до него двумя самолётами. Вообще из Ахалкалак иногда только самолётом можно долететь при завалах на дороге. Самолёт этот набивался пассажирами под завязку, как в автобусах в час пик. Все проходы забиты, мне правда сидячее место досталось. Какого то деда не пустили с козой, тот долго ругался.

Зато из Тбилиси до Белокан летел в пустом самолётеКроме меня был ещё только один пассажир. На полном серьёзе. В Белоканах нашёл дом родителей солдата - огромный 2-х этажный особняк. Вышла ко мне видимо служанка и сказала что этого солдата его отец на "Волге" повез в часть. А этот отец солдата, как выяснилось был секретарём местного райкома партии.

Было много и других небольших командировок. Однажды прибыл в незнакомый городок поздно вечером. Возле вокзала взял такси, попросил довезти до ближайшей гостиницы. Водила как-то удивлённо посмотрел на меня но согласился. Минут через 10 доставил меня до гостиницы. Утром вышел из гостиницы и увидел напротив, метрах в 100 вокзал!

В Ахалкалаках жил в офицерском общежитии. Некоторые снимали квартиры. Запомнилась встреча Нового 1973 года на квартире моего сослуживца. Ёлку нарядили чем только можно - и погоны м и петлицы, гильзы, патроны. Часам к 3-м ночи почувствовал, что "набрал норму" и решил вернуться в своё общежитие. А дорогу не очень запомнил. Помнил только, что эта квартира была слева от Топчанки. Топчанка(или Товшанка), это горка метров 150 высотой на окраине города, что-то вроде огромного кургана. Пошёл домой, оставляя всё время теперь слева эту гору. Часа через 2 круг у меня замкнулся! Но протрезвел, вспомнил другие ориентиры и благополучно добрался домой. В ту ночь и с другими ребятами были приключения. Один из них не смог подняться на 2-й этаж и заночевал на первом. А на первом был детский сад. Как он уместился в детской кроватке - загадка!

Однажды это офицерское общежитие посетил и командующий округом генерал-полковник Мельников. В самый последний момент нас предупредила уборщица. Мы еле успели сгрести со стола карты и деньги, как вошел командующий со свитой. Поговорил с нами. Анекдот не смешной рассказал - свита дружно хохотала. Узнав, что мы не кадровые офицеры, сказал, что толку от двухгодичников мало. Мы скромно промолчали - мало так мало. Зарплату мы получали тогда не малую. Лейтенант, командир взвода получал 220 рублей и еще надбавки всякие. На гражданке, инженер получал тогда вдвое меньше. Тратить такие деньги особо не куда было, играли в разные азартные карточные игры. Если студентом выигрывал-проигрывал за ночь примерно рубля 3, то здесь проигрыш или выигрыш 30-40 рублей считалось "в нулях". Я за одну сдачу однажды проиграл сразу 120 рублейк утру правда отыгралсяУтром побыв на разводе, в батарее говоришь, что пошёл в парк. В парке говоришь, что пошёл в батарею, а сам потихоньку "тропой двухгодичника" в военный городок, в общагу отсыпаться, чтобы вечером опять за карты. Такой примерно был распорядок большинства дней службы у меня и других двухгодичников. Толку действительно от нас было мало.

Иногда, свободное время мы проводили и с пользой. Вдвоём с Сашей Туркиным посетили  пещерный город в ВардзиаПолюбуйтесь сами красивыми фотками по приведенной ссылке. Мы там были в 1974 годунезадолго до окончания службы. Город был закрыт ещё для туристов, но мы с Сашей сами всё поисследовали. Внутри горы был огромный храм с росписями. Много подземных ходов, с ловушками в виде неожиданных провалов(неогороженных). И ещё внутри горы был большой водоём с чистой прозрачной водой.

В 1973 году во время отпуска в Харькове на площади Дзержинского

По окончании службы я мог выбрать любой маршрут в Харьков, откуда призывался. И проездной билет выписал по маршруту Хашури-Белгород-Ленинград-Таллинн-Минск-Харьков. Делая везде остановку на 2-3 дня и любуясь достопримечательностями новых для меня городов. Дней через 10 оказался в Таллинне поселился в военной гостинице. Вечером лёг спать и слышу знакомые голоса. Оказывается трое моих сослуживцев призывавшиеся со Львова, избравшие совсем другой маршрут возвращения тоже решили посетить Таллинн. И их поселили именно в мой номер. Вероятность такого совпадения ничтожна.

Несмотря на то, что служить было довольно легко и платили не плохо, но с нашего курса остался в армии только 1 человек. Ему досталось служить в Венгрии, женился и видимо жена настояла на таком решении.

Я же, после того как отдал долг Родине, обосновался в Белгороде.

18.08.2013 в 21:05

Присоединяйтесь к нам в соцсетях