authors

1427
 

events

194062
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Aleksandr_Isaev » Братья - 2

Братья - 2

02.12.1933
Маслово, Орловская, Россия

    Николай родился летом 1920 года. По рассказам мамы рос трудно управляемым ребенком. Хорошо говорить стал поздно. Изъяснялся на своем языке: «Бабы хвати не мри мри, а то слюслю», мама переводила: «Бабка сопливая не ругайся, а то кнутом». В Маслове, где они тогда жили, на речке Неполодь стояла плотина и мельница. Водоем был глубокий, и мама боялась, как бы Коля в нем не утонул. Рассказывала: «Гляжу в окно на берегу, лежит красная рубашонка Коли». Они согласились на переезд на поселок только из-за того что там не было речки. Сейчас эту речку в Маслово можно перейти, засучив штаны до колен. Все плотины порушены. В прошлом народ активно использовал для своих нужд энергию рек. Так на р. Неполодь стояли плотины почти в каждом селе: Щучье, Маслово, Бакланово, Жидкое, Спасское и т.д. За счет плотин регулировался водоток, и река была более полноводной.

    Николай учился без особого рвения. В 4-ый класс ходил три года. С наступлением холодов, мама оставляла его дома. То ли из-за болезни, то ли из-за отсутствия теплой одежды и обуви. Я не знаю.

    Из дома ушел рано. Поступил в сельскохозяйственный техникум, который перевели в г. Жиздра Калужской области. Приезжая на каникулы, привозил семена овощных культур. Помню его увлеченный рассказ про редис, урожай которого созревает за три недели. Техникум ему не удалось закончить. В конце производственной практики в июле 1941 г. его призвали в армию. Окончил школу стрелков радистов. Летал на тяжелых бомбардировщиках. Их самолет сбили. После переформировки служил фотограметристом. Задачи его - фотографировать передний край противника, ползая по-пластунски. Частенько за этими фотографами охотились немецкие снайперы. Николай рассказывал:

«Били точно между глаз в лоб». Из-за способности хорошо рисовать взяли чертежником в штаб. Закончил войну в Прибалтике. Получил орден «Красной звезды», медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и за «Победу над Германией». Документы на орден «Красного Знамени» затерялись. Всем солдатам, призванным во время войны, эти годы в срок срочной службы не засчитывали. Им пришлось их дослуживать. В мирное время летом 1945 г. Николай пришел в отпуск. Он тогда служил в Крыму. Посмотрел на наше убогое жилище и нищенское существование. После отъезда к месту службы, ежемесячно стал высылать нам по двести рублей. Деньги по тем временам небольшие, но приятно. В то время на рынке буханка хлеба стоила двести рублей.

    Демобилизовался он летом 1946 г. Из Орла домой добирался с сестрой Наташей и ее дочкой Галей на велосипедах. Племянницу он вёз на раме велосипеда. День был жаркий. По дороге Николай, вспотевший, попил холодной воды из колодца и схватил воспаление легких. Прошел всю войну не болел, а тут от стакана холодной воды…

    Вероятно, это последствия военных стрессов. Организм расслабился и вот такой результат. Мама его все лето отпаивала молоком и лечила домашними средствами.

    Осенью пошел устраиваться на работу. Его назначили агрономом Наугорского плодопитомника, через полгода он стал директором этого питомника.

    В тресте, куда входил Наугорский плодопитомник, работала бухгалтером Шавырина Мария Яковлевна. Николай и Мария 7-го ноября 1946 г. сыграли свадьбу. Летом 1947 года родился мальчик мертвым. В августе 1948 года родилась дочка Нина, в январе 1950 г. дочь Алина. В ноябре 1950 года Обком КПСС, помимо воли, направил Николая председателем колхоза в Становой колодец. Жена с двумя девочками перебралась в г. Орел к своим родителям. Мария была беременна. Из-за неустроенности в быту и новой не желанной работы мужа, она решается сделать подпольно аборт. В результате в июне 1951 г. она умирает от заражения крови. Остались две девочки 1,5 и 2,5 года. После смерти жены Николай забрал дочерей от тестя и перевез их к нашей маме в поселок. В связи со смертью жены попросил освободить его от должности председателя колхоза. Отпустил бороду и какое-то время жил с мамой и дочерями на поселке. К концу лета он получил должность директора подсобного хозяйства СПТУ №19. Там в основном воспитывались дети сироты. Хозяйство располагалось рядом с обкомовскими дачами на берегу реки Цон рядом с городом Орел.

    Когда Николай работал директором питомника, то его семья и квартира агронома Анны Павловны и бригадира-питомниковода Зинаиды Васильевны Бартеньевой находились напротив. Жили дружно. По слухам, Николай заглядывал к последней, когда Мария была на «сносях».

    После смерти жены они оформили свой брак. Зина забрала девочек к себе, стала для них настоящей матерью. Как директор СПТУ Николай поселился в отдельный домик. Осенью забрал к себе маму. На поселке никого не осталось. Нашу мазанку глинобитную разобрал на дрова муж старшей дочери Серегин И.В. и забрал к себе нашего верного сторожа собаку «Орел». По версии Петра наша сучка ощенила его от волка.

    Я учился в агрошколе и на выходные приезжал к брату и маме. Запомнился такой случай. Я был на каникулах. Вечером всей семьей сумерничали. Что-то понадобилось девочкам. Николай быстренько пошел на кухню. Оттуда раздался возглас «Ой». Зина говорит: - «Коля упал в погреб». На кухне был оборудован погреб, и было открыто творило. Вот он туда и угодил. Сильно ушиб бок. Решили смазать ушибленное место марганцовкой. Мне говорят: - «Возьми в шкафу четверку с раствором марганцовки и помажь ему бок». Я это поручение охотно выполнил. Сделал помазок, аккуратно и щедро промазал бок. На второй день, когда Николай обратился в СПТУ к врачу, выяснилось, что я мазал бок не марганцовкой, а чернилами. В шкафу рядом стояли четверки марганцовки и чернила . и я их перепутал. Было грешно и смешно. 31 марта в 1952 году у них родился долгожданный сын Виктор. Проработал Николай директором СПТУ-19 около трех лет и был назначен директором Новосильского плодопитомника, с ним переехала вся семья, в т.ч. и мама.

    Весной 1956 года его переводят директором Мценского плодопитомника. Это совпало с моей демобилизацией из армии. Хорошо помню, как он на тракторных санях перевозил домашний скарб из г. Новосиль.

    К моменту моей демобилизации из армии мама жила у сына Петра в г. Лебедин Сумской области. Я из армии приехал в Лебедин, но с твердым намерением вернуться на Родину в г. Орел. Мама не захотела меня оставлять одного и решила уехать вместе со мной в г. Орел. Жить у Наташи в Орле было негде. Одна комнатушка и крохотная кухонька. Их было самих трое: она, дочка и муж - Дмитрий Иванович, вернувшийся из заключения. Мама, по настоянию дочери, переехала к сыну во Мценск. С ней фактически перебрался и я, хотя жил в общежитии совпартшколы, доучиваясь в агрошколе, практически все выходные проводил во Мценске.

    По приезду во Мценск семейная жизнь Николая с Зиной расстроилась. Она с сыном была вынуждена уехать к своим родителям в совхоз «2-ая пятилетка» Липецкой области.

    Через несколько месяцев Николай сошелся со своим бухгалтером Еленой Георгиевной Бологовой. У них родился сын Алексей. Но брак их был не долгий. Они разошлись.

 

    После «холостяцкой жизни» в 1960 году Николай забрал к себе Зину и Виктора. Зина была прекрасной хозяйкой и заботливой матерью для Нины и Али. У них сложилась хорошая дружная семья. Но счастье их длилось недолго. 1 июля 1962 года Николай Петрович скоропостижно умер в расцвете сил. Через два с половиной месяца, после смерти мужа Зина родила 17 сентября девочку Таню. Что пришлось пережить вдове с четырьмя детьми, пересказать трудно.

29.10.2015 в 19:48

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: