Так случилось, что судьба свела меня с Александром Георгиевичем Спиркиным - человеком скандальной репутации. Всю жизнь его били: буквально и фигурально - сначала в тюрьме, потом на воле, то чужие, то свои. А существуют ли для него свои? Мне кажется, что в глубине души он все тот же неприкаянный деревенский мальчишка, рано научившийся в этом большом мире не доверять никому.
Отсюда и гипертрофированная его потребность к социальному росту.
"Чем выше, - думал он, - тем безопаснее, тем неуязвимее для властей".
Но и это не помогло. Все равно занес его ЦК в свой "черный список".
Всю жизнь он стремится компенсировать свою униженную, растоптанную молодость. Насколько это удалось, знает только он.
Александр Георгиевич Спиркин - ровесник советской власти и типичный ее представитель. Его судьба парадоксальна, как парадоксальна судьба советской России. Она и очень символична. И трагична, как трагична судьба всего его поколения.
И я еще раз благодарна ему: теперь уже - за хороший урок. Занимаясь его воспоминаниями, я многое поняла. Это полезно таким нетерпимым людям, как я, - еще и еще раз убеждаться в том, что мир не делится на черное и белое. Только в сказках есть персонажи добрые и злые, а реальная жизнь куда сложнее.
Зло злу рознь. И добро превращается в свою противоположность, если использует оскорбительные средства. И не доблесть это - судить беду с высоты благополучия.
Вот уж и вправду, век живи - век учись...