authors

1639
 

events

229312
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Varvara_Dukhovskaya » Опять назад в Ташкент - 2

Опять назад в Ташкент - 2

10.10.1898
Ташкент, Узбекистан, Узбекистан

 Устроила я прогулку на велосипедах с приезжими офицерами, и совсем замучила своих кавалеров, не привыкших к моциону в такую адскую жару; они еле-еле за мной поспевали и в душе своей наверно меня проклинали. Пробыв пять дней, гости наши покинули Ташкент.

 По какому-то особенно важному случаю Эмир прислал к мужу посольство. Остановилось оно в доме, принадлежавшем бухарскому правительству. Бухарцы не могли нигде показываться до представления мужу. В назначенный час для приема депутации, ко мне приехало много дам местного общества. В два часа прибыло посольство. Бухарские сановники были одеты в роскошные халаты; они, очевидно, послушались добрых советов и на этот раз, вместо богатых, но для нас не представляющих никакого интереса французских шелковых материй, их одежда была сшита из оригинальных бухарских тканей. Белые чалмы покрывали их бритые головы; чалмы эти составляли предмет особенного щегольства посланцев. Главным достоинством их считается тонкость материи; богатый бухарец сумеет намотать на свою голову шестьдесят аршин материи, а на вид кажется, что ее не более одного аршина. Иная чалма стоит сотни рублей, столько же, сколько настоящий мексиканский "Sombrero", или рисовая "panama". Прежде особенно тонкие чалмы привозились из Индии, а теперь их стали делать на Московских мануфактурах.

 После официального приема у мужа, бухарцев привели ко мне в красную гостиную. Несмотря на то, что бухарцам, как и всем вообще мусульманам, не приходится вести со своими женщинами-затворницами светской болтовни, посол Астанакул-Диван-Беги повел разговор с легкостью светского кавалера; другие же два сановника все время зело молчали. Потом все мы перешли в зимний сад, где был приготовлен дастархан. В заключение посольство поднесло нам подарки. Эмир в этот раз пожелал блеснуть особенным великолепием своих подношений несмотря на то, что ему было сообщено, что подарки эти совсем не вяжутся с нашими понятиями об управлении краем, а потому вовсе не желательны. Пока послов угощали дастарханом, двенадцать бухарских слуг раскладывали подарки по всей громадной веранде, и когда мы туда перешли, они, на подобие древних рабов, стояли среди разбросанных богатств. Тут были и роскошные ковры, и дивно тканные материи, парчовые и бархатные халаты. Особенно бросались в глаза кинжалы и шашки, усыпанные драгоценными камнями, а также золотая и серебренная восточная посуда. На столах, в оригинальных бархатных футлярах, были разложены драгоценности: серьги, кольца, пояса, ожерелья с крупными бриллиантами, жемчугом и бирюзой; все это в своеобразной туземной оправе.

 В этот же день муж чествовал бухарцев большим парадным обедом, на котором было двести человек приглашенных. Посаженные в саду музыканты играли туши; шампанское лилось рекой. Соседями моими были бухарские сановники, которые много ели, и много молчали. Я делала нечеловеческие усилия, чтобы вовлечь их в разговор, но они ничего не понимали и пришлось объясняться пантомимами.

 Вечером у нас была генеральная репетиция концерта, устраиваемого благотворительным обществом, в котором я согласилась принять участие. Зал был наполнен учениками и ученицами гимназий.

 В день концерта я с самого утра была в приподнятом, тревожном настроении; нечего греха таить, -- боялась-таки порядочно, хотя я и храброго десятка; перед выходом должна была даже прибегнуть к успокоительным каплям. С ощущением человека, собирающегося лезть в холодную воду, я решительно вошла на эстраду, но, тем не менее, сконфузилась самым позорным образом, и почувствовала в первую минуту сильнейшее желание удрать поскорей с этой страшной эстрады. Я превозмогла свой страх и начала играть на концертино, забыв совсем, что передо мной многочисленная публика. По окончании моего номера, раздались шумные аплодисменты, и стали бесконечно кричать "бис". Но все это только лавры из зеленой бумаги; я тайно жаждала других лавр -- настоящих, желала успеха среди другой, менее пристрастной публики, на эстраде другого концерта, не дилетантского. В честь Бухарского посольства я надела, в первый раз, подаренное мне Эмиром в Петербурге массивное ожерелье; хорошо, что я играла, а не пела, так как, с такой тяжестью, из меня ни одной ноты нельзя было бы выжать. Концерт этот дал чистого сбора 1.300 рублей. Все дамы, которые принимали в нем участие, в том числе и я, получили букеты, обвитые белыми лентами с изображением Красного Креста.

 Во время пребывания бухарского посольства в Ташкенте было устроено несколько общественных увеселений. Посольство присутствовало на большом детском празднике, устроенном на открытом воздухе на Соборной площади, перед нашим домом. Главным образом, имелось в виду привлечь к этому празднику побольше туземных ребятишек. Кроме очень немногочисленных просвещенных туземцев, вся темная масса населения воспитывает детей в страхе перед всем русским, вот и хотелось приласкать сартёнков и убедить их, что русские совсем уж не так страшны. Были устроены всевозможные игры и состязания; на первом плане происходила раздача игрушек и сластей. Интересно было наблюдать, как постепенно недоверие на детских личиках сменялось, сначала недоумением, а потом радостным веселием. Детишки уходили с празднества совершенно довольные, и вероятно, в душе многих из них, запало в этот день семя дружелюбного чувства к русским.

 

06.11.2025 в 22:17

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: