* * *
5."ГРУЗИЯ"
Теперь в Сочи есть большой и удобный морской порт. Он построен недалеко от Ривьеры. А в те годы большие пассажирские корабли становились на якоря далеко в море на рейде, и пассажиров подвозили к ним на катерах.
Я очень любил смотреть, как становится на якоря самый большой из ходивших тогда по Черному морю, выкрашенный черной краской двухтрубный красавец "Грузия", и слушать низкий, густой, чуть вибрирующий бас-профундо его громкого гудка, словно звавшего уплыть вместе с ним куда-то далеко-далеко, за горизонт.
Когда я и Соня в 1980 году были в Сухуми, и решили немного пройтись по сухумской бухте на прогулочном катере, я увидел, что недалеко от берега торчат из воды какие-то ржавые надстройки давно затонувшего корабля. Ради любопытства я спросил у капитана нашего прогулочного суденышка, кто это покоится там, на морском дне. Капитан посмотрел на меня, словно почувствовав во мне родственную, мятежную душу, и рассказал, что был когда-то на Черном море очень красивый корабль - флагман пассажирского пароходства, на котором еще до войны его дед ходил вторым помощником капитана. В начале войны этот корабль привез из Севастополя несколько тысяч тяжело раненных красноармейцев, но еще не успел разгрузиться, когда налетели "Мессершмиты" и потопили его вместе с экипажем и привезенными раненными.
Я, конечно, сразу же догадался о каком корабле идет речь, но все же спросил у капитана:
- Как назывался этот корабль? -
Он помолчал немного и тихо ответил:
- "Грузия"...
В ту ночь я долго не мог уснуть. Стоило мне только прикрыть глаза, как вновь и вновь предо мной возникала до боли знакомая картина - "Грузия" снимается с якорей и уходит за горизонт, послав мне оттуда три низких коротких прощальных гудка, словно зная, что уходит от меня навсегда, увозя с собой самые лучшие годы моего детства.