* * *
ГЛАВА 3.
ХРЕНОВОЕ
1. ЦАРСКИЕ ХОРОМЫ
Шок, пережитый мною, когда после холодной и голодной жизни в "голубятне" на Неёловской наша семья вдруг очутилась в "барских" хоромах макаровской усадьбы Смецких, показался мне просто детской забавой по сравнению с тем шоком, который довелось испытать, когда мы очутились в хоромах в полном смысле слова "царских", в летней усадьбе графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, фаворита царицы Екатерины Второй.
Говорили (хотя есть и другие версии), что граф специально построил ее, чтобы действительно по-царски принять свою патронессу, пожелавшую однажды приехать к нему на рандеву в Хреновое. Наиболее вероятно, что это было во время ее поездки в Крым с князем Григорием Потёмкиным-Таврическим в 1787 году.
Думаю, что будет не лишним, если, прежде чем рассказывать о нашей жизни в этом санатории, я приведу несколько кратких сведений о селе "ХреновОе" (так надо правильно ставить ударение в его названии) и о самой летней усадьбе графа Алексея Орлова, в которой, задолго до нашего приезда, еще в 1897 году был создан санаторий для лечения больных открытой формой туберкулеза легких.
* * *
Итак, во-первых, не надо путать село "ХреновОе", Бобровского района Воронежской области, возникшее в 1758 году на берегу теперь почти совсем пересохшей речушки "ХреновОй", притоке Битюга, давшей название этому селу, с селом ХрЕновым Новоусманьского района той же области, возникшем как острожек от набегов Крымских татар на сто с гаком лет раньше, еще в 1652 году.
В 1762 году граф Алексей Григорьевич Орлов был одним из участников заговора, в результате которого Екатерина Вторая взошла на Российский престол. В благодарность за это он получил от царицы чин генерал-майора, 800 душ крепостных, несколько имений и солидное вознаграждение серебром и золотом. А когда он, уже в чине адмирала флота, в 1770 году потопил в Чесменской бухте Эгейского моря весь турецкий флот, он был удостоен титула "Чесменский", награжден орденом Георгия 1-й степени и получил 120 тысяч десятин земли вокруг села Хреновое, включая изумительный бор, раскинувшийся на многие десятки верст вдоль реки Битюг, и воистину безбрежную ковыльную степь на юге Бобровского уезда Воронежской губернии. На этих землях Алексей Григорьевич и построил знаменитый на весь мир ХреновскОй конезавод - родину бесценной породы "Орловских рысаков" и другой, бывшей очень популярной до появления автомобилей, а ныне совсем уже забытой и никому не нужной породы мощных "ломовых Битюгов" (названных так по имени протекающей недалеко реки) - выведенной скрещиванием английских "Першеронов" с какими-то другими породами больших и очень сильных "тяжеловозов". Огромный комплекс зданий этой усадьбы, возведенный уже после смерти Алексея Григорьевича в центре села Хреновое в 1810-1818 годах по проекту архитектора Д. М Жилярди, является одним из замечательных памятников отечественного зодчества и давно уже взят под охрану государства. А недалеко, примерно в километре от околицы этого села, на самой опушке дремучего соснового бора, четко, словно по линейке, обрывающегося у самого края уходящей за горизонт ковыльной степи, и была построена та самая "Летняя" усадьба, в которой много лет спустя, и был развернут Хреновской тубсанаторий. Однако, повторю, есть и другие версии возникновения комплекса зданий "Летней усадьбы". К сожалению, уточнить всё это по архивным данным, я не имею возможности.