Тоцкие лагеря 1941 года - это лагеря, куда воинские части выезжали на лето и жили в палатках. А был уже конец сентября. Спать в палатках было холодно, да плюс ко всему систематическое недоедание. В день выдавали 600 гр. хлеба и приварок - в основном болтушка из муки и картошки. Обмундировали во все старое (БУ) обмундирование, шинель коротка, на ногах обмотки и ботинки, волосы подстрижены под машинку, на голове пилотка, которая никак не гармонировала с моей большой головой. Исхудавший и в этой одежде я был похож на окопного солдата, перенесшего сыпной тиф. Очень тяжело мы переживали этот период. Было одно желание: на фронт, чтобы лучше одеться и быть сытым. На наших глазах отправляли на фронт маршевые роты, все они были хорошо обмундированы и кормили их по фронтовым нормам.
В первые недели пребывания, наряду с учебой, строили для себя казарму-землянку. Был вырыт большой котлован (размер примерно 50мХ10м). Над ним была возведена крыша и стены, внутри двухярусные нары, на концах казармы-землянки стояло по одной чугунной печке. Столовой не было, ели на столах под открытым небом стоя. Занимались по 12 часов в сутки. Меня определили на учебу радиотелеграфистом. Рация 6-ПК.
Вместе с нашими частями формировались части Польской армии. Хорошо обмундированные, сытые - все для них шло из Англии. Вскоре сформированная польская часть через Среднюю Азию и Иран была отправлена. Так нам говорили.
Учеба на радиотелеграфистов мне нравилась. 12 часов занятий, в 11.00 отбой, в 6.00 подъем и опять 12 часов. И так каждый день до февраля 1942 года. Мысли о доме, о сытой еде, воспоминания о хорошем мирном времени не выходили из головы. Особенно вспоминалось лето 1941 года (первая любовь, время, проведенное с И.М., она очень нравилась и моей маме). Не думал, что война надолго нас разлучит и так неожиданно сведет вместе в 1944 году.
Наконец, долгожданная отправка на фронт. Именно долгожданная. Надоело голодать, ходить в плохом старом обмундировании, и в конце концов, надоело однообразие такой жизни. Личные вещи (костюм. рубашка. белье), привезенные из дома. были променяны на хлеб, ряженку и арбузы - в общем на все, что можно было есть. Погрузились мы в теплушки товарного поезда и поехали на Москву через Куйбышев. Молодой организм при достаточном питании (в поезде кормили по фронтовым нормам) быстро набирал силу и я заметно посвежел, к тому же целыми сутками ничего не делали - отдыхали. На нарах тепло, целый день топим печку и после изнурительной учебы впроголодь жизнь показалась раем. Поезд шел медленно, на остановках на нас, молодых, смотрели со слезами на глазах женщины. Да и мы понимали, что едем не на экскурсию. Навстречу шли санитарные поезда с ранеными, общение с ними, настроение их и рассказы создали реальное представление о фронте, о войне и заставляли нас задумываться о будущем. А будущее было неизвестно...