9 марта.
Вчера получил письмо от Р[аи]. Она передала работы Логановскому. Я тревожусь. Боюсь, что он их затеряет. Тем паче, что мое письмо к Р[ае] он затерял.
Вчера прочел доклад нем[ецким] студентам о Ленине. Прошел хорошо для первого раза. Следующий, думаю, будет лучше.
Сегодня утром был на съезде Коммунистической] п[артии]. Ничтожная кучка дерущихся между собой людей. Ведут себя как в кабаке. Нужно уметь в Австрии, где с[оциал]-демократы имеют 560 тыс. членов рабочих, большая часть которых весьма революционно настроена, особенно молодежь, нужно уметь в такой стране иметь всего 5 тыс. членов К. П., занимающихся только грызнями.
Был сегодня на демонстрации эсдеков. Интересное зрелище. Сила у них большая, молодежь весьма революционна, я с некоторыми познакомился. Сочувствуют горячо СССР и коммунизму, но находятся в плену у вождей. Я наблюдал, как ходили, распевая революционные песни, худые швеи и как над ними издевались стоявшие на тротуарах жирные буржуи. Я высказал свои мысли взрослым эсдекам, и со мной поневоле согласились. А местные коммунисты — дрянь и шваль.
Что нехорошо в России — это допущение существования игорных притонов и т.д. Позор: Соединенные] Ш[таты] борются с пьянством, а у нас в пролетарском Советском С[оюзе] ничего не предпринимается для борьбы с наслаждениями буржуев и советских] воров.
Читал сегодня «Руль». Оказывается, Франк написал книгу против старых идеалов русской интеллигенции: политики, культуры, идейности — и восхваляет ...бога. Читатели «Руля» и Франка, почти исключительно белогвардейцы-спекулянты, поработав на черной бирже и покутив в кафе, банях и притонах с мальчиками и десятитысячными девочками (чему и я неоднократно был свидетелем), весьма нуждаются в оплёвывании старых идеалов, которым они никогда не служили, и особенно в Господе Боге. Очевидно, уж такова судьба. Все содержатели домов терпимости — религиозны...