10 июля.
Понедельник. За тот промежуток, с 27 июня по 10 июля, мною пережито чрезвычайно много.
3 июля после весьма слабой подготовки сдал зачет по механике. Дело было так. Приехал мой дядя из Витебска, хочет ехать в Ригу, ждет бумаги, которые ему высланы из Риги. Их еще нет. И вот. он в воскресенье накануне моего экзамена по механике просидел у меня целый день и не дал заниматься. Потом пришел Галин. Вечером я до двух просидел у Розита. И лишь в понедельник утром несколько часов просидел над механикой. Попал к Четверикову. Он мне задал два вопроса. Я на них, не запинаясь, ответил. Доказал теорему о центре тяжести сектора и о равновесии тела, находящегося под влиянием сил, действующих как угодно в пространстве. Выдержал и пришел домой.
Вдруг беда. На заседании совета старост Карев и Гольденберг подняли вопрос обо мне. Потребовали предложить мне... или покинуть МВТУ, или ИКП. Радин, по его словам, меня защищал. Постановлено исключить 16 слушателей, в том числе моего друга Барсова. Я пока пишу доклад Савину. Доклад разросся до необычайных размеров. Решение совета старост меня выбило из колеи. Не могу работать над докладом. Кончил его раньше срока.
В среду было заседание ячейки, санкционировано постановление совета старост. Я, зная, что Розит тоже думает о посещении двух вузов, и живя с ним последнее время очень хорошо, обратился к нему. Он пошел к Стремоухову и обругал его. Стремоухое, полный уважения к председателю коллектива свердловцев, согласился с ним. Я, по совету Стремоухова, поспешил к [профессору] Савину. Поехал на ст. Красково, подал ему свой доклад, он его нашел хорошим, даже отличным, хотя заметил, что монография о Мевиссене не совсем использована.
Подал заявление в бюро. Бюро вторично заседало в пятницу. Принято: вопрос обо мне поднять в Правлении...
В субботу утром было заседание Правления. Принято [решение]: мне поставить на вид несистематичность [посещения] занятий. Я послал Покровскому протест. Меня позвали, и Покровский мне прочел нотацию. Я попросил разрешения возразить. Возразил. Доказал, что в двух семинариях работал систематически: у Савина и Покровского, в двух не так часто: у Членова и Дволайцкого. Так что участвовал в четырех семинариях, следовательно, работал больше любого из слушателей.
Вопрос обо мне возбужден не потому, что я мало работал, а потому, что я много работал и, кроме того, посещал еще один вуз, где изучал естественные науки и математику. Поскольку вы считаете допустимым работать еще в одном вузе, вы не имеете основания ставить мне на вид мою несистематичность. Я удалился. Переголосовали и выговор сняли. Я победил. Что дальше будет, увидим.
В воскресенье был в Петровско-Разумовском с Днепровой и Шахгильдяном. Хорошо провели время. В понедельник был у меня Герсон с женой. Поехали хлопотать, чтобы достать для нее место на мед[ицинском] фак[ультете]. Пока ни черта не выходит. Погода стоит блестящая. Урожай будет отличный.
Могу ехать в Крым в Ялту на 2 месяца. Рубль стабилизирован. Цены на съестные припасы падают ежедневно. Положений [советской] власти прочное, как никогда. Правительство РСФСР несомненно самое прочное в мире.
В Китае — гражданская война и целая полдюжина президентов, в Японии каждый месяц — кризисы министерские, в Германии [все] кипит и бурлит, правительство балансирует между правыми и левыми, каждый день может вспыхнуть пожар. Во Франции назревает большой конфликт между утомленными войной массами и ура-патриотами а lа Пуанкаре, в Англии, даже в Англии, убит маршал Вильсон и в Ирландии — гражданская война. Как долго продержится Ллойд Джордж — неизвестно. В [Соединенных] Штатах грандиознейшие забастовки. В Польше кавардак и бардак, вечные министерские кризисы и драки, восстания крестьян и забастовки. Самое прочное правительство в мире — это Советское. Назло всем злодеям, шептунам, белогвардейцам и мерзавцам.