authors

1566
 

events

219661
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Nickolay_Raevskiy » Тысяча девятьсот восемнадцатый год - 31

Тысяча девятьсот восемнадцатый год - 31

18.03.1918
Лубны, Полтавская, Украина

Итак, шла война за освобождение Украины от "роciян". Я не хочу, понятно, утверждать, что в 1918 году в украинских частях не было фанатиков-самостийников. Конечно, были. Готов даже допустить, что бывший офицер лейб-гвардии Литовского полка полковник Петров искренне думал при взятии Полтавы, что исправляет дело Петра I. В одном только я не сомневаюсь -- огромное большинство офицеров и добровольцев, дравшихся с большевиками под украинским флагом, духовно не имело ничего общего ни с гетманом Мазепой, ни с "мазепинцами" XX века[1].

Что касается "республиканцев", то еще до союза с немцами "...козацький склад республиканцiв був дуже старшиньско-iнтелiгентський на зовнiшжй взгляд..." Для меня нет ни малейшего сомнения в том, что без этих "чужеродних", по мнению Петрова, элементов, украинские части весной 1918 г. не имели бы боевой силы.

Совершенно не та была атмосфера и в Лубнах, да, вероятно, и повсюду, где махали платками и подносили цветы украинским авангардам. Не совсем случайно под наклеенным по городу объявлением с призывом записываться а части, о котором я уже напоминал, стояло три "украинских подписи":

Петров

Григорьев

Афанасьев.

 

Нельзя, однако, отрицать, что украинский желто-голубой флаг и вся вообще украинская видимость добровольческих частей, за которыми шли немцы, отпугивали многих и многих из противников большевиков. Записывались, во-первых, те, которые считали себя украинцами (в огромном большинстве -- я очень на этом настаиваю -- несамостийниками), затем, едва ли не больше всего, мало рассуждавшая, но горячо переживавшая события учащаяся молодежь, а из многочисленных офицеров, "просто русских", лишь отдельные, по натуре очень активные люди. Остальные пока присматривались, -- в большинстве сочувственно, не желая связывать свою жизнь, а возможно, и свою смерть, с чужим флагом и получужим делом. Кроме того, очень значительную роль играла и та душевная подавленность большинства офицеров, о которой я подробно рассказал в главе I. К числу сочувственно присматривавшихся принадлежал первые дни и я, но в то же время чувствовал, что меня все сильнее и сильнее тянет к знакомым горным пушкам, из которых наши офицеры-михайловцы обстреливали большевистские эшелоны и бронепоезда. Я не привык оставаться зрителем.

 



[1] Сам автор "Спомин" (часть I, стр. 164), характеризуя Дорошенковский полк в период отхода на Житомир -- Коростень, пишет: "3 бiгом часу та дальшоi боротьби змiнили свое облича i Дорошенкiвцi, зокрета за часiв спилки з нiмцями, коли до iх iдеольогiчных лав влилося нимало кондотiерсько-непманського та соцiяльно протикомунiстичного элементу, який бачив у нацiональному питаннi та нацiональнiй боротьби лише засiб боротьби проти комунизму".

29.11.2024 в 10:56

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: