Нинина игра
За этими завтраками говорили и о музыке, причем заводчицей разговора бывала обыкновенно мадемуазель Бессон, а отец вызывал на разговор и Нину. Она много и серьезно занималась музыкой, и отец, видя ее музыкальную одаренность, поощрял ее занятия и посещения концертов и оперы.
Клиндвордт, руководивший Ниниными занятиями на рояле, выделял ее из всех своих учениц и настоял на том, чтобы ее прослушал Николай Григорьевич Рубинштейн. Последний очень одобрил Нинину игру и выразил желание ею руководить. Однако он вскоре скончался. Мадемуазель Бессон впоследствии передавала мне не лишенное остроумия и проницательности замечание Н. Г Рубинштейна о Нине, не сообщенное ею тогда своей ученице по соображениям "педагогическим": "У этой барышни три приданных -- талант, красота и богатство, лишь бы они не мешали друг другу". Предвиденья художника-музыканта оказались не так далеки от предстоявшей действительности.
Игра Нины сопровождала мое детство. В зрелые годы мы с Ниной жили врозь, и я тем более дорожил всяким случаем ее послушать. Уже под старость нам суждено было около года прожить под одной кровлей, и игра ее окрасила мне этот период жизни.