Решение отца навсегда оставить п. Мендеш. Переселение в Артыкпай.
Новостройка и заготовка кормов. Воскресенья и праздники. Об увечьи отца. О том, как мать и отец встретили сватов Софьи. Семейные традиции. Наказ отцов и дедов. О жестоком отношении деда Степана к своему сыну Григорию. Лето 1924 года.
Эту гору мы называли Курмановская сопка.
Я очень часто вижу эту сопку во сне. Как будто на этой горе построены громадные военные заводы.
И, главное, объекты этих заводов находятся на большой глубине, под землёй этой горы. И что очень забавно и интересно: как будто бы я стою на посту и проверяю пропуска и документы каждого рабочего и служащих, идущих в подземелье туда и обратно.
Сам же я попасть в глубину этого завода не имею права. Не имею права даже спросить у рабочих, кто что делает.
Немного об этой громадной высокой горе. Она расположена над старым руслом реки Терсакан. У подножия этой горы проходит вплотную просёлочная дорога, которая ведет прямо в Чупов аул, а налево через каменный брод - в п. Терсакан.
Из-под этой горы брали камень для строительства села Мендеш. Напротив этой горы внизу осталось глубокое озеро. Как я уже напоминал, это озеро осталось от старого русла реки Терсакан. А почему она называется Курмановская гора? 1923 – 24 год запомнил навсегда.
На этой горе в далёком прошлом жил богатый казах Курман. Мне было 14 лет, когда я слышал разговор между моим отцом и Мухамеджаном Курмановым. Они очень часто и подолгу вели разговоры только о родине, о своей родной земле.
Мухамеджан Курманов рассказывал моему отцу о том, как царское правительство принудительно заставило семью Курмановых покинуть родную землю и переселиться от родины на 12 километров вниз по руслу реки Терсакан.
Он рассказывал, сколько было пролито слёз, как от тоски и печали умерли его дедушка и бабушка, как они тосковали и плакали, не находя покоя ни днём, ни ночью.
Мухамеджан Курманов говорил: «Я никому не пожелаю того, что пережили мои бабушка и дедушка, потому я и решил восстановить родное становище (гнездо) и дать покой, счастье и радость моим отцу и матери».
В 1923 году сын Курмана начал ходатайствовать в земельном отделе г. Атбасар о возвращении родной земли Курмановых. В 1924 году сын Мухамеджан Курманов сумел выхлопотать свою родную землю, где находилось село Мендеш.
«Только благодаря Советской власти, - продожал М. Курманов, - моему умелому подходу, я сумел отвоевать свою родину, указав в заявлении, что мы, Курмановы, не хотим дальше продолжать кочевать с места на место.
Мы хотим только оседлой жизни. Вот, в основном, это и помогло мне овладеть родной землёй моих дедов и прадедов».
Что заставило сына Курманова возвратиться на родину? Если предположить, что земли в Мендеше лучше, чем там, где он жил в последнее время? - так нет, или заливные сенокосные угодья лучше? - тоже - нет, не поэтому.
А вот именно потому, что родная земля, Родина дороже всего на свете. На родной земле похоронены все предки Курмановых. Они похоронены именно в том месте, где находилось село Мендеш.
Мазарки эти стоят более трёхсот лет на берегу высокой горы, где проходит река Терсакан. Мазарки - постройки, примерно, как юрта: круглые, со сводами вверху.
Я помню эти мазарки. Какими они были 50 лет тому назад, такими они и остались до сего времени, нисколько не изменились.
Почему это всё я начал описывать?
Этот факт говорит о том, что такое Родина и насколько она сильна, насколько она могуча своими свойствами магнетизма притягивать только тех людей, кто на ней родился.
После этих слов М. Курманова моему отцу Руденко Григорию Степановичу в селе Мендеш делать было нечего.
Так как семья Курмановых насчитывала около пятнадцати дворов и все были зажиточными, имели по многу скота, мой отец предварительно прикинул, что на такое количество скота, как у нас и у Курмановых, сенокосного угодья не хватит, и он решил оставить Мендеш Курмановым навсегда.