По возвращении домой, через два дня, я поехал в райвоенкомат, в райвоенкомате мне сообщили, что при Свердловском военно-политическом училище создаются курсы заместителей политруков и если райком ВЛКСМ будет меня рекомендовать, то военкомат направит меня на эти курсы, хотя было сомнительно, возьмут ли меня с четырьмя классами образования. Заручившись рекомендацией райкома ВЛКСМ, через день я прибыл в военный отдел Свердловского обкома ВЛКСМ, к секретарю обкома т. Лыжину, который решил проверить мои «познания» в русском языке, заставив написать заявление о желании учиться на курсах замполитруков. Не знаю, что решило, или мое страстное желание быть в армии или заявление, но в тот же день я прибыл в училище, был обмундирован и поставлен в строй.
Курсы заместителей политруков в Уральском военном округе, как и в других округах, создавались из числа комсомольского актива, значительная часть курсантов пришла из вузов г. Свердловска. Всего на курсах обучалось около 400 человек. Размещались курсы при военно-политическом училище на ул. Малышева и областной партшколе на ул. 8 марта. Занимались по 10 часов в сутки, изучали уставы, материальную часть стрелкового оружия, но больше всего занимались тактикой.
Хотя из нас готовили заместителей политруков, однако вопросам политической подготовки уделялось меньше внимания, чем боевой подготовке. Я считал и считаю сейчас, что это правильно, т. к. за короткий промежуток времени из нас людей, хорошо владеющих составными частями марксизма-ленинизма, не сделаешь, а научить владеть оружием и элемен¬тарными вопросами тактики - необходимо. Тактикой занимались за городом или в зимнем лагере в Верхней Пышме, куда неоднократно выходили и жили там в течение недели.
Основными темами занятий по тактической подготовке были: «наступление взвода (роты) на сильно укрепленный опорный пункт противника», «бой в лесисто-болотистой местности», «оборонительный бой взвода (роты) в ночных условиях» и т. д.
Несмотря на то, что все мы были уральцы, надолго нам запомнились сорокоградусные морозы и глубокие снега, по которым было трудно бежать и ползти по-пластунски.
Обстановка на фронте была очень тревожная: враг рвался к Москве. В Свердловск сплошным потоком прибывали эвакуированные фабрики, заводы, учреждения. После напряженного дня учебы мы нередко в течение ночи помогали перетаскивать и устанавливать станки на заводе, расположившемся в Историческом сквере г. Свердловска. На морозе руки прилипали к металлу, но мы, погрузив станок на стальной лист и впрягшись по 10 человек, тянули его за тросы к месту установки.
Однажды совершили трехсуточный марш на лыжах с полной экипировкой, с ночевкой в лесу и самостоятельным приготовлением пи¬щи, в ходе марша отрабатывался ряд тактических задач. Несмотря на то, что многие курсанты выбивались из сил, а некоторые получи¬ли обморожение, для выработки выносливости трехсуточный марш был полезен. Неоднократно выходили на гарнизонное стрельбище «Гореловский кордон», где выполняли различные упражнения из стрелкового оружия (винтовки, автоматы, пулеметы - ручные и станковые).
Кроме напряженной работы, боевой учебы, руководство находило время для организации нашего отдыха. Организовывались культпоходы в областной драматический театр, в Театр Музыкальной комедии, в Окружной Дом офицеров.