authors

1624
 

events

226695
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Yury_Bakharev » Река времени - 275

Река времени - 275

05.04.1985
Ленинград (С.-Петербург), Ленинградская, Россия

Второй семестр 1984-85 учебного года начался с включением меня в полноценный преподавательский процесс. Я начал читать курс лекций «Корабельные электрические измерения» в классах третьего курса Электротехнического факультета.

 

В предыдущем семестре у меня лекционной нагрузки не было, так как, по договорённости с Протченко, я вел практические и лабораторные занятия по ТОЭ в 221 классе и готовился к чтению, нового для меня, курса измерений.

 

Одновременно с подготовкой текстов лекций «Корабельные электрические измерения», которые предполагались быть основой учебного пособия с тем же названием, готовил демонстрационный материал в виде слайдов на прозрачной пленке для проектора Полилюкс.

 

Прежде, чем выполнить демонстрационный материал на пленке делал чертежи на листах А4, которые должны были стать рисунками в будущем учебном пособии.

К началу второго семестра и тексты лекций, и демонстрационный материал были готовы.

 

В ходе лекций понял, что Полилюкс со слайдами не самый лучший вариант ТСО для моего курса. Уходит время на установку и настройку проектора, приходится, на время демонстрации, выключать свет, а, главное, плохо видны детали рисунка.

 

 После четвертой лекции начал подумывать о замене слайдов плакатами. Решение стало окончательным, когда мичман Белов сказал мне, что подслушал, как курсанты называют мои лекции «Мультиками». В конце концов, заменил все слайды плакатами на листах ватмана А1.

 

10 марта 1985 года, со смертью Генерального Секретаря ЦК КПСС Черненко, завершилось время «Парада на катафалках», когда менее чем за два с половиной года в Советском союзе умерло три генеральных секретаря.

 

Принимая во внимание, что, в последние годы жизни Брежнева, он был руководителем только номинальным, то можно утверждать, что вся одиннадцатая пятилетка прошла «под партийным руководством», умело воспроизводившим тот стиль жизни в государстве, который вскоре будет назван «застоем».

 

По прошествии с того времени почти сорока лет, всё чаще задумываюсь, с какого события начались те преобразования в стране, которые привели к геополитической катастрофе - распаду СССР? Поскольку все эти драматические метаморфозы, происходившие на моих глазах, хотел бы, для будущих читателей этих строк, рассказать, как воспринимались они мной тогда. Возможно, из-за значимости преобразований, это восприятие и будет самым интересным в моих воспоминаниях.

 

 К сожалению, я смог оценить трагедию случившегося, даже не сразу после Беловежских соглашений, фирменного знака катастрофы. Для того чтобы показать, как изменялись мои взгляды на происходящее, придется подробнее останавливаться даже на тех политических событиях, которые в то время казались мне рутинными.

 

На первый взгляд, весной 1985 года дела в Советском Союзе шли неплохо. Наше государство много и интенсивно строило. Сооружались БАМ, воздвигался циклопический комплекс защитных сооружений от наводнений в Финском заливе, строились мощные электростанции Сибири и Дальнего востока, создавались новые образцы космической техники.

 

В городах продолжалось массовое жилищное строительство, расселяются коммуналки.

 Но, старый жилищный фонд городов, почти повсеместно, нуждался в срочном капитальном ремонте. Не везде были ликвидированы бараки.

 Почти половина улиц и проездов в российских городах не имели твердого покрытия.

 

 Стало бросаться в глаза, что, даже в самом центре Ленинграда, во множестве, стоят, представляющие художественную и историческую ценность, дома с заколоченными дверями и окнами, и с туманными перспективами на реставрацию.

 

 

К концу 11 пятилетки в нашем экспорте товары с высокой добавленной стоимостью составляли 38 %, Россия делила второе-третье место в мире среди 38 стран, производящих станки, наши самолёты составляли около 40% мирового парка гражданской авиации.

 

Но, в пересчете на цены мирового рынка, 62-63% советского машиностроения составляла военная техника, 32% - станки и оборудование и только 5-6% -потребительские товары. Всего 21 % станочного парка было на уровне мировых стандартов.

 

 

Советский союз занимал лидирующие позиции по рыболовецкому флоту и уловам, но, из-за нехватки мощностей по переработке, пропадало до 1 млн. тонн заготовленной рыбы.

 

Производство мясной продукции вышло, на уровень развитых стран, но, только при заготовке и транспортировке скота, безвозвратно терялось 100 тысяч тонн мяса. А, главное, из-за того, что его себестоимость была существенно выше розничной цены, во многих населённых пунктах, мяса и мясных изделий не было в государственной торговле.

 

Страна занимала одно из первых мест в мире по душевому производству сливочного масла, но 18 млн. тонн обезжиренного молока шло на корм скоту.

 

 Монополизация советской экономики достигла чудовищной степени. Около 80% наименований продукции производились на одном - двух предприятиях.

Прирост ВВП с каждым годом становился всё меньше. Эффективность инвестиций была крайне низкой, а текущие затраты на выпуск единицы продукции много выше чем на Западе.

 

Например, потери лесных ресурсов на производство 1 тонны бумаги в СССР были в 6 раз выше, чем в развитых странах. По энергопотреблению на единицу реального товара, советская продукция была в 15 раз более энергоемка, чем американская.

 

Потери в сельском хозяйстве составляли в СССР около 25% уже убранного урожая. Производительность труда при переработке сельхоз продукции была в два с половиной раза ниже, чем в капиталистических странах.

Только в торговле при хранении и транспортировке ежегодно терялся 1 млн. тонн картофеля, около 1,3 млн. тонн овощей.

 

Остро не хватало элеваторов. 42 % мясокомбинатов требовали срочного капитального ремонта, многие из них не имели холодильников. Обеспеченность хранилищами для плодов, овощей и картофеля была менее 30 %.

 

Бичом народного хозяйства были приписки, особенно в строительстве, работах по ремонту инфраструктуры, в сельском хозяйстве и государственной статистике, вынужденной представлять ситуацию в приукрашенном свете и пользовавшейся, к тому же, искаженными данными.

 

Стало ясно, что задания 11-й пятилетки, как и предыдущей 10-й, по многим показателям будут сорваны.

Однако денежные доходы росли в соответствии с плановыми показателями, «Уж очень велик соблазн предстать в виде "доброго дяди", кинув какой-нибудь категории населения денежную подачку, куда труднее подумать о развертывании производства потребительских товаров» (Л1)

 

Из-за разбалансировки денежного обращения всё большая номенклатура товаров становилась дефицитной.

Если в конце 70-х годов в СССР из 1700 проверенных потребительских товаров свободно можно было купить в магазинах лишь несколько десятков, то к 1985 году ситуация только ухудшилась.

 

Этим самым открылся путь к «накоплению капитала» у тех, кто имел доступ к соответствующим ресурсам. Например, директора магазинов стали иметь возможность сбывать часть поступившей к ним продукции оптом торговцам с рынка по завышенным ценам, отчитываясь в выполнении плана, и кладя спекулятивно полученные деньги себе в карман.

 

 Естественно, такого рода спекулятивные действия объявлялись не законными, но соблазн был слишком велик. Как раковая опухоль, спекулятивные обогащения стали охватывать все более высокие уровни хозяйственной деятельности.

 

Чтобы вышестоящие начальники «не замечали» махинаций с ними стали делиться, и к середине 80 годов коррупцией оказались пронизаны все уровни организаций, связанных с торговой деятельностью.

 

 Начали сколачиваться первые значительные теневые капиталы. На деньгах выкачиваемых из советской торговли не мог не возникнуть теневой бизнес. Цеховики, подпольный игорный бизнес, фарцовщики, обслуживали, прежде всего, тех, кто был задействован в этой цепочке оттока денег, то есть, у кого денег было много.

 

Глубинные причины низкой эффективности хозяйства многие связывали с высокими военными расходами и с физической невозможностью, в условиях плановой системы, добиться пропорциональности в производстве миллионов видов разной продукции, из-за чего повсеместно возникали дефициты.

 

Основные инвестиции направлялись на расширение производственных мощностей, а для быстрейшей ликвидации дефицита, устаревшее оборудование не выводилось из действия.

По этой причине, сроки службы основного капитала были очень долгими, выбытие элементов основных фондов происходило медленно, а средний возраст оборудования и сооружений постоянно рос.

 

Устаревшее и изношенное оборудование ремонтировалось до бесконечности, а затраты на капремонт составляли добрую треть всех капиталовложений.

 

Поэтому, когда 11 марта пленум ЦК КПСС выбрал Генеральным секретарём ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачёва, а тот на своей «тронной речи», кроме ритуальных заверений в неизменности "стратегической линии партии", стал говорить об "ускорении социально-экономического развития страны, совершенствование всех сторон жизни общества", это было воспринято, большинством активного населения, с надеждой.

 

Я был не исключением. Хотя отметил для себя, что неизменными остались ритуальные фразы о повышении «руководящей роли КПСС», а тема демократии свелась к декларации, что ликвидировать проблемы любого уровня можно только, опираясь на живое творчество масс.

 

 

Надежду на скорые и кардинальные преобразования усилились после опубликований документов апрельского пленума. Вскоре, его решения стали пропагандировать на местах.

 

Соответствующее партийное собрание, насколько я помню, факультетского уровня прошло и у нас.

 

 Доклад делал заместитель начальника факультета по политической части капитан 1 ранга Щербинин, который профессионально увязал задачу повышения эффективности экономики и наведения порядка в общественной жизни, поставленную Пленумом ЦККПСС, с повышением эффективности учебно-воспитательного процесса и наведением уставного порядка в подразделениях факультета.

 

Хорошо помню, уже после факультетского партсобрания по апрельскому пленуму, мы с Валентином Михайловичем обсуждали документы, пытаясь вытащить новую информацию из риторики Горбачева.

 

Особенно привлекательными и неожиданными были слова о социальной справедливости, углубление социалистической демократии, совершенствование всей системы социалистического самоуправления народа, наведению порядка, с опорой на гласность в работе партийных, государственных и общественных организаций.

 

 

Отметили, что к руководству партии пришли относительно молодые Егор Лигачев, Николай Рыжков. Секретарем ЦК стал Виктор Никонов. В мае с ключевого поста, заведующего Общим отделом ЦК КПСС, удалён Боголюбов.

 

Я сказал Валентину Михайловичу, что вчера, по радиоприёмнику, поймал сообщениями BBC , что Горбачёв возобновил чистку партийно-государственного аппарата от коррупции и кумовства. В качестве примера, приводят отставку Боголюбова. (2)

.

 

В разговоре с Протченко мы отметили, что в докладе предшествующий период был охарактеризован как "застойный", а среди проблем, как неотложные и жизненно важные, были названы жилье, продовольствие, реформа народного образования, создание современной базы здравоохранения.

 

Решение социальных вопросов предполагалось увязать с модернизацией и реформированием экономики, расширением прав местных органов власти, с преодолением уравниловки, перекрытием каналов нетрудовых доходов.

06.10.2023 в 17:16

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: