9 февраля умер Генеральный Секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов. Об этом известии мы узнали, как и прошлый раз, при смерти Брежнева, от кубинских офицеров, которые пришли к нам в офисину с выражениями соболезнования.
Эта «гонка на катафалках», как её начнут называть в эпоху т.н. гласности, уже тогда воспринималась нами с изрядной долей горького юмора, свидетельствующего, что идеологические основы существования СССР сильно подорваны ощущением общественного застоя, в чем вина верховной власти – несомненна.
Но все же, мы легкомысленно полагали, что этот юмор – реакция на очевидные глупости, производимые конкретными лицами у власти, и, в конце концов, найдутся достойные руководители государства, и тогда ощущение общественного застоя пройдет само собой.
Тем более что мы видели, что отношение к высшему руководству здесь, на Кубе, в том кругу, с которым мы соприкасались, было значительно более уважительное, хотя бытовые условия жизни здесь были тяжелее, чем в Союзе.
21 февраля в Академии Наваль отмечали 18-летие со дня её образования. Был торжественный митинг с речами и прохождением парадным маршем личного состава Академии. В честь этой даты, начальник Академии, адмирал Куса, вручил каждому из нас экземпляр книги «Колонна 19 имени Хосе Тея», о партизанской борьбе с войсками Батисты. Книга написана коллективом авторов, участников партизанской войны, когда Куса был адъютантом Фиделя Кастро.
Мой экземпляр содержал автограф на испанском языке такого содержания:
Co.Capt Frag. Bajarev Euri Ivanovich
Estimado compa;ero: Reciba en nombre del colect de la Academia Naval MGR y en el mio propio los mas sinceros felicitaciones de con motivo celebrarse el 18 aniversario de su natalicio, deseardole nuevos exitos en sutrabajo y vida personal.
(Кап. 2 ранг. Бахареву Юрию Ивановичу Уважаемый коллега: Примите от имени Морской Академии, Революционных военно-морских сил Кубы и моего собственного, самые искренние поздравления по случаю празднования 18-летия со дня её основания, с пожеланием новых успехов в сотрудничестве и личной жизни).
Естественно, что эта книга до сих пор стоит у меня на почетной полке книг с автографами авторов.